Оцифровка финансовых продуктов поможет гражданам начать инвестировать

Начавшаяся диджитализация финансового сектора должна сыграть важную роль в формировании в России культуры частных инвестиций
Ирина Кривошеева, генеральный директор УК «Альфа-капитал»

Проблема низкого проникновения инвестиционных услуг — по-прежнему одна из главных для российского фондового рынка. Даже в Китае и Индии, c которыми мы соседствуем в группе БРИКС, вложения частных лиц в инвестиционные инструменты достигли 5% ВВП, в США они составляют 80%, в Великобритании — 30%, в Западной Европе в среднем — 20%, в Восточной — 10%. В России же речь идет лишь примерно о 0,2% ВВП. А ведь это те самые длинные деньги, которые нужны экономике для устойчивого развития.

На форумах и конференциях участники рынка доверительного управления обычно только констатируют, что наши возможности по привлечению финансовых ресурсов граждан в реальный сектор используются далеко не в полной мере. Но сейчас, пожалуй, впервые у нас появляется реальная возможность совершить качественный скачок. В ближайшие годы перед нашей индустрией стоит цель довести розничные инвестиции хотя бы до уровня партнеров по БРИКС.

Начавшаяся диджитализация финансового сектора должна сыграть важную роль в формировании в России культуры частных инвестиций. На Западе процесс оцифровки продуктов и технологий стартовал примерно в 2010 г., когда финансовыми технологиями занялись несколько небольших стартапов. Вскоре подключились технологические гиганты, в том числе Google и Amazon, а затем очередь дошла и до традиционных участников финансового рынка. На первых этапах диджитализация охватила такие рыночные сегменты, как краудфандинг, проведение платежей и p2p-кредитование, но уже к 2014 г. цифровые технологии нашли широкое применение и в сфере управления активами и благосостоянием — достаточно упомянуть проекты Betterment, Motif или WealthFront.

По мнению экспертов Boston Consulting Group, Россия в банковском финтехе отстает от Запада примерно на два-три года, в развитии цифровых технологий в целом – на пять-восемь лет. Что же касается технологий, связанных с инвестированием, их эпоха у нас началась, по сути, в прошлом году. Управляющие компании идут здесь по стопам как своих зарубежных конкурентов, так и некоторых российских банков. Мне кажется возможным не просто сократить разрыв в развитии, но и перехватить инициативу, если сразу готовиться к следующим этапам технологической эволюции. Уместна, на наш взгляд, такая аналогия: управляющим сегодня необходимо запускать в производство машину без водителя, но одновременно проектировать автомобиль будущего - скажем, умеющий летать.

В чем именно должна выражаться цифровизация нашей индустрии? Во-первых, в развитии онлайн-каналов продаж: нужно внедрять новые простые и удобные форматы взаимодействия с клиентом, расширять маркетинговый инструментарий, использовать большие данные для сегментации клиентской базы, что позволит разрабатывать более персонализированные инвестиционные решения. Второе направление – это совершенствование непосредственно процесса управления активами. Так, управляющим предстоит провести более четкий анализ возможностей использования роботов-консультантов (робоэдвайзинга), повысить прозрачность принятия инвестиционных решений для клиентов. Третье направление заключается в поэтапном совершенствовании всех внутренних процессов и процедур компаний – от риск-профилирования до учета.

Первые шаги по диджитализации в индустрии делаются. В прошлом году была решена принципиальная задача — отработаны процедуры удаленной идентификации, сформированы четкие принципы риск-профилирования клиентов. «Альфа-капитал» одной из первых на рынке проводила серьезную работу именно в этих направлениях. В частности, у нас уже в полную силу работает механизм дистанционного открытия индивидуальных инвестиционных счетов, в том числе без регистрации на портале госуслуг, а вскоре в удаленном режиме клиентам станут доступны и другие продукты, включая паи инвестиционных фондов. Но управляющим предстоит еще сделать многое и в очень сжатые сроки, чтобы ответить на вызовы сегодняшнего дня. Темпы, которыми технологии входят в нашу жизнь, не оставляют нам выбора. Цифровизация должна стать приоритетом для любой компании, которая ставит перед собой стратегические цели лидерства на рынке с горизонтом в несколько лет.

Качественное изменение уровня технологий поможет решить и задачу по повышению доверия граждан к индустрии. В ходе соцопросов о надежности финансовых посредников в стране заявляют 16% респондентов, в то время как в мире в среднем, по подсчетам Edelman TrustBarometr, показатель доверия составляет 51%, а по оценке CFA Institute – 61%. В тех же Китае и Индии наблюдаются исключительно высокие цифры – 89-90%.

Технические новации делают нас ближе к клиенту, обеспечивают быстроту и прозрачность операций, позволяют подбирать для инвесторов продукты, которые точно соответствуют их риск-профилю. По моей оценке, именно благодаря диджитализации объем рынка доверительного управления может удвоиться за пять лет, а с учетом синергетического эффекта от повышения доверия граждан рост будет четырех-пятикратным. В этом сценарии механизм аккумулирования длинных денег заработает наконец в полную силу, и индустрия управления активами сможет вносить гораздо более ощутимый вклад в развитие экономики.

Мнения экспертов банков и инвесткомпаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов

avatar-ds
17:20 22.06.2016
Всегда поражало, что даже если есть на 100% идентифицированный личным присутствием и всякими подписями счет в российском банке, в интернет-банке нельзя купить паи ПИФов даже аффилированной с банком УК. Для удаленной идентификации в западной финансовой компании (брокер, платежная система) давно достаточно высланного по имейлу скана паспорта и свежего счета за ЖКХ на имя владельца для подтверждения фактического адреса проживания. После этого можно перевести деньги и купить акций или биржевой фонд. (Единственное действие повышенной сложности: нужно физически идти в российский банк для совершения валютного перевода с копией договора с брокером, т.к. из-за бюрократии с валютным контролем заочный электронный платеж, скорее всего, не проведут, причем придется еще поломать голову над этим самым "договором с брокером", т.к. нет никакой официальной в российском понимании, с подписями и печатями, информации о том, что вы стали клиентом брокера, а есть только общий глобальный договор оферты и какое-нибудь электронное свидетельство вашей регистрации на сайте - имейл от брокера или скриншот личного кабинета, например. Т.е. даже в этом случае основная волокита - на российской стороне.)
10
Комментировать