Как опыт операторов связи может помочь заглянуть в будущее банков

При каких условиях банки могут не проиграть битву за клиента финансово-технологическим стартапам
Кирилл Меньшов, IT-директор банка «Открытие»

В банковской отрасли на наших глазах разворачивается битва трех бизнес-моделей: это финансово-технологические стартапы, собирающиеся захватить существенную часть рынка, стремительно обновляющиеся и трансформирующиеся банки и гибридная модель, предполагающая партнерство банков и финтеха. Каждая была бы успешна сама по себе, если бы не конкуренция между ними на ограниченном, медленно растущем рынке.

Роль и место банков сейчас кажутся незыблемыми. Они крупны, мощны и наглядно доказали, что могут быстро меняться и адаптировать инновации быстрее, чем стартапы успевают построить работающий бизнес и застолбить место под солнцем.

Однако, если посмотреть на 10-15 лет назад, можно увидеть много параллелей между современным состоянием банковского мира и телекоммуникационного того времени. Удастся ли финансовой сфере извлечь уроки из опыта телекоммуникационных компаний и остаться основой цифровой экосистемы будущего или же банки станут просто инфраструктурным сервисом?

В те времена телекоммуникационные операторы были явными технологическими лидерами, внедрявшими все новые и новые услуги в своих сетях. Развитие шло с точки зрения как появления новых стандартов связи (мобильная связь, GPRS, 3G, 4G), так и новых дополнительных услуг. Однако лидерство и динамика довольно быстро пропали, когда отрасль достигла зрелого состояния, а именно: проникновение мобильной связи существенно превысило 100%, операторы покрыли быстрым мобильным интернетом территории, необходимые клиентам, а услуги стали предоставляться онлайн и того качества, которое требовалось клиентам.

Если посмотреть на банки, то они еще идут по этому пути, но его конец уже виден на горизонте. Если отбросить многочисленные совместные программы, кампании и акции, то в деятельности банков можно выделить два вектора: сделать все финансовые услуги доступными в цифровом виде и научиться оказывать их в режиме, максимально близком к режиму онлайн. В мире телекомов онлайн для нас сейчас норма, но когда-то подключение к оператору сотовой связи тоже занимало несколько дней – сколько сейчас нужно, например, для одобрения кредита наличными или ипотеки.

Пройдет какое-то время (наверное, несколько лет), и основная часть пути будет пройдена, все услуги будут доступны в любой точке мира по цифровым каналам, а время их предоставления – варьироваться от немедленного до одного-двух часов в зависимости от сложности. Потенциал развития в этой части будет исчерпан, банковская отрасль перейдет в качественно иное состояние.

Если обратиться к опыту инноваций телекомов, мы увидим, что 10-15 лет назад компании и стартапы, придумавшие новую услугу (а к этому относились даже привычные сейчас мобильный интернет, мобильные платежи, передача сообщений и пр.), были вынуждены продавать ее операторам связи в виде отдельной платформы. А оператор с помощью этой платформы сам оказывал дополнительную услугу своим клиентам. Для тех это выглядело как инновации оператора связи. Многие вспомнят такие услуги, как рингтоны, гороскопы и анекдоты по СМС, WAP-порталы с информационными сервисами, короткие номера, переводы денежных средств между балансами двух абонентов и многие другие – все это осуществлялось на отдельной платформе.

Однако все это также довольно быстро закончилось, как только операторы достигли зрелости и были вынуждены сократить инвестиции в развитие, а сети передачи данных и терминалы позволили новыми независимым стартапам и веб-компаниям качественно оказывать аналогичные услуги.

Многие операторы в таких условиях взяли курс на тотальное повышение эффективности, что в конечном итоге еще больше уменьшило их возможности в инновациях и развитии и определило роль в виде трубы для передачи голоса и данных.

Возникает вопрос: по какому пути будет развиваться банковская отрасль?

Пойдет ли она по пути телекомов, сохранив темпы развития до завершения цифровой и онлайн-трансформации, но потеряет инновационное и технологическое лидерство, когда этот потенциал будет исчерпан? При таком сценарии банки, как сейчас операторы связи, станут для клиентов инфраструктурным сервисом, поверх которого конечные услуги будут оказывать уже финансово-технологические компании новой волны. Если посмотреть на европейский опыт, то директива PSD2, как в свое время инициативы о технологической нейтральности, во многом толкает отрасль именно в этом направлении. По этой директиве банки лишены привилегии быть собственниками счетов и извлекать из этого доход. Т. е. с согласия клиента любая сторона может бесплатно получать информацию о счетах у провайдера финансовых услуг и осуществлять платежи. Опасения, что клиенты станут существенно реже прибегать к посредничеству банков, становятся реальной угрозой, и это занимает умы сотрудников отделов надзора и стратегического планирования в этой отрасли.

Однако опыт телекомов также показывает нам, что сложные инфраструктурные проекты, b2b-услуги и другие немассовые истории по-прежнему остаются прерогативой операторов связи. Значит, и при таком сценарии не все будет потеряно: существенный объем инвестиционного, корпоративного бизнеса, частных банковских услуг у банков все равно останется.

Но возможен и другой сценарий, при котором банки могут не повторить пути и ошибок телекоммуникационной отрасли. За счет структурной реорганизации в ИТ-компании, повышения скорости изменений, партнерства со стартапами на начальных стадиях и внутренних инноваций они могут сохранить лидерство на более длительный период, став одной из основ цифровой экосистемы будущего.

Пользователи финансовых услуг в любом случае будут довольны – они получат более быстрый и качественный сервис, а вот многим участникам финансовой индустрии придется делать правильные ставки, чтобы не инвестировать свое время и другие средства в тупиковые ветви развития.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов