Кому прописаны венчурные инвестиции

Инвестору в стартапы придется заморозить капитал на 5–7 лет и взять на себя высокий риск

Недавно один из клиентов поинтересовался моим отношением к довольно экзотической стратегии. Она состоит в том, чтобы 90% портфеля разместить в безрисковые инструменты (например, короткие облигации правительства США, если речь о долларовых средствах), а 10% – в широко диверсифицированный портфель стартапов на ранней стадии, например через покупку долей. Расчет делается на то, что хотя бы один из стартапов «выстрелит», его стоимость вырастет на порядок, и это вытянет доходность всего портфеля на приемлемый уровень.

В условиях рекордно низких ставок по облигациям и перегретого глобального рынка акций вопрос клиента закономерен: инвесторы начинают смотреть по сторонам в поисках лучшей доходности. А в отсутствие явного выбора среди традиционных инструментов они обращаются к альтернативным (хедж-фонды, платформы р2р-кредитования, предметы искусства и др.). Среди них фаворитом у состоятельных частных инвесторов стали венчурные инвестиции: по данным американской консалтинговой компании EisnerAmper, их объем за I квартал 2017 г. подскочил в 1,4 раза до $16,5 млрд.

Под гипнозом больших и круглых чисел даже очень умные и богатые частные инвесторы часто забывают о том, что крупный куш – дело случая и легких денег без риска в природе не бывает.

Но, на мой взгляд, частному инвестору среднего достатка такая стратегия не подходит.

Хороший венчурный фонд, инвестирующий в стартапы на ранней стадии, ставит целью утроение активов через 5–7 лет. Менеджеры таких фондов утверждают, что даже из отобранных высококвалифицированными аналитиками проектов 50–60% прогорят, еще 20–30% выйдут на окупаемость и даже будут работать в плюс, принося десятки процентов прибыли в год по «дивидендной модели». Лишь десятая часть проектов реально «выстрелят» и вырастут в цене на порядки. Этого будет достаточно, чтобы весь фонд смог достичь намеченной цели.

Вряд ли обычный инвестор, пусть и состоятельный, сможет проинвестировать в портфель стартапов лучше профессионала. Считается, что нужно собрать портфель хотя бы из 30 проектов, чтобы через 5–7 лет выйти в хороший плюс. Если инвестировать в каждый стартап хотя бы по $10 000 (а скорее понадобится $25 000), то инвестору необходимо от $300 000. Тогда для реализации первоначальной стратегии инвестор должен обладать капиталом от $3 млн.

Но и это еще не все. Предположим, что эти деньги у частного инвестора есть, и он оказался настолько грамотным, что смог показать результат по собственному «портфелю стартапов» на уровне лучших фондов. Через 5–7 лет его $300 000 утроятся, а оставшаяся часть портфеля, инвестированная в безрисковые низкодоходные инструменты, с учетом текущего уровня ставок прирастет где-то на 5–6% и $2,7 млн превратятся в $2,8 млн. Следовательно, стоимость совокупного портфеля вырастет с $3 млн до $3,7 млн. Доходность составит около 23% за весь срок накопленным итогом или порядка 3% годовых.

Но вероятность создания эффективного портфеля стартапов частным инвестором крайне мала!

На мой взгляд, есть более надежные способы получить такой же или более высокий результат. Например, на те же 5–7 лет можно сформировать портфель еврооблигаций качественных компаний (включая российские) до погашения, который принесет гарантированно 4% годовых.

Тем, кто предпочитает разные классы активов, может подойти портфель из четырех-пяти биржевых фондов (ETF), включающий кроме облигаций акции, сырьевые товары и трасты недвижимости. Он будет более волатильным, чем портфель облигаций, но и его доходность на горизонте 5–7 лет, скорее всего, окажется выше – на уровне 6–8% годовых.

Все это, конечно, не означает, что инвестиции в стартапы – плохая идея. Просто, прежде чем использовать этот инструмент, нужно разобраться в его особенностях, понять, готов ли вы пожертвовать ликвидностью на 5–7 лет и брать высокий риск венчурных инвестиций. Если да, то венчурный капитал может стать хорошей добавкой к портфелю традиционных инструментов.

Но частному инвестору-непрофессионалу целесообразно использовать для этих целей уже сложившиеся венчурные фонды с историей выходов, прозрачным портфелем проинвестированных проектов и доходностью 15–20% годовых. Среди лучших из них – Andreessen Horowitz, Sequoia Capital, Accel Partners. Согласно данным Cambridge Associates, венчурные фонды за последние пять лет показали среднюю доходность 14,6% годовых.

Другой вариант – самому становиться так называемым бизнес-ангелом: глубоко погружаться в тему, начать разбираться в юридических терминах, договорных отношениях с основателями, экономике стартапов и научиться отличать «зомби» от будущих победителей. Но это уже совсем другая история, требующая абсолютно других знаний и навыков.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов