Кто возглавит новую волну инноваций в секторе финансовых услуг

У лидеров отрасли хорошие шансы перехватить пальму первенства у стартапов

Текст написан в соавторстве с Оганесом Исаакяном, принципалом Oliver Wyman

Современные цифровые банки и технологические компании быстро завоевывают рынок, предоставляя клиентам полностью цифровые финансовые продукты и услуги. Низкие операционные затраты позволяют снизить стоимость услуг, а современные подходы к дизайну и анализу данных о клиентах – создать исключительный клиентский опыт. Один из громких примеров здесь – банк Monzo в Великобритании, за полтора года привлекший более миллиона новых клиентов.

Что касается крупных традиционных банков, многие эксперты сходятся во мнении, что им на цифровую трансформацию может потребоваться несколько лет из-за сложностей с заменой существующих банковских систем.

Но в последнее время мы наблюдаем новый тренд, который поможет крупным традиционным банкам и страховым компаниям сделать значительный рывок вперед. Представьте себе, что вы можете совместить все сильные стороны современного цифрового банка с преимуществами традиционной бизнес-модели – большой базой клиентов, развитой сетью отделений, надежным банковским брендом и балансом. Ряд крупнейших международных компаний уже пошли по этому пути, создавая новые цифровые бизнесы, построенные на базе новых технологий:

• Royal Bank of Scotland создает Bó – чисто цифровой банк для розничных клиентов, разработанный менее чем за 12 месяцев;

• National Australia Bank запустил цифровое решение для кредитования малого и среднего бизнеса QuickBiz;

• немецкая страховая компания ERGO внедрила Nexible – цифровой сервис автострахования, который в дальнейшем может полностью заменить это направление традиционного бизнеса.

Ключевые отличительные особенности новых бизнес-моделей:

• разработка инновационных сервисов, ориентированных в первую очередь на удовлетворение потребностей клиентов и создание наилучшего, полностью цифрового клиентского опыта, не ограниченного возможностями устаревших ИТ-систем;

• применение современных ИТ-решений, обеспечивающих быструю разработку, интеграцию, тестирование и развертывание, а также использующих современные возможности сбора и анализа обратной связи от клиентов в реальном времени;

• использование готовых сторонних сервисов вместо самостоятельной разработки и интеграции всех компонентов, что позволяет значительно ускорить запуск нового бизнеса и построить его на базе лучших цифровых решений, существующих на рынке. Примерами таких решений являются облачные автоматизированные банковские системы, сторонние сервисы проведения платежей, сервисы «знай своего клиента» и др.;

• активный анализ данных о клиентах, включая как информацию, имеющуюся в распоряжении материнской компании, так и данные о поведении и потребностях клиентов, получаемые новым цифровым бизнесом.

Такой подход позволит быстро разрабатывать, тестировать и запускать новые цифровые сервисы, а также масштабировать бизнес, используя доступ к значительной базе клиентов материнского банка (или страховой компании), большой объем накопленных знаний о клиентах и синергию с широкой линейкой традиционных продуктов и услуг. Кроме того, материнская организация получает возможность быстро тестировать новые сервисы и накапливать данные о поведении клиентов, а также ускорить трансформацию основного бизнеса, используя новую цифровую бизнес-модель как площадку для тестирования и развития ключевых цифровых компетенций.

Как показывает опыт, современный уровень развития технологий позволяет создать новый полнофункциональный цифровой банк в течение 10 месяцев, что существенно ниже типичных сроков модернизации ИТ-систем в крупных банках. Инвестиции в создание такого банка могут составить менее $50 млн, что также значительно ниже затрат крупных банков на поддержку и модернизацию своих ИТ-систем.

Насколько этот подход привлекателен для российских банков?

По данным Oliver Wyman, 40% розничных клиентов на российском рынке недовольны уровнем обслуживания своего банка, а 25% готовы поменять банк.

Российский рынок отличается высоким уровнем использования каналов дистанционного обслуживания: 35% клиентов готовы пользоваться только ими, а 75% предпочитают использовать их для простых операций. При этом предложение дистанционного обслуживания очень ограничено.

По нашим оценкам, потенциальный рынок для новых бизнес-моделей может достигать 40–50 млн клиентов.

При выборе банка российские клиенты придают большое значение надежности. Крупнейшие игроки сектора могут использовать этот факт в своих целях при реализации greenfield-проектов. Залог успеха – создание нового современного цифрового банка при поддержке банка традиционного, надежного и пользующегося доверием, который может обеспечить не только безопасность, но и комфорт.

В конечном итоге, в России, как и на Западе, ключевым фактором успеха таких проектов является наличие лидера-визионера и поддержка со стороны наблюдательного совета. Не обойтись и без высококлассных специалистов в области розничного банковского обслуживания, ИТ и аналитики данных. На старте проекта потребуется от 20 до 40 сотрудников, но к моменту запуска команда может насчитывать более 100.

Также необходимо создать четкую структуру управления, чтобы свести к минимуму ненужную конкуренцию. Обособление нового цифрового бизнеса на этапе проектирования и разработки от материнской организации позволит ускорить запуск и избежать ограничений, связанных с устаревшей инфраструктурой и процессами. Тем самым сократятся сроки запуска. Но для успешного масштабирования цифрового бизнеса и интеграции новых компетенций в материнский банк нужно обеспечить эффективное сотрудничество обеих организаций.

При правильной организации новый цифровой банк может добиться значительных успехов и способствовать преобразованию российской банковской отрасли. Учитывая ограниченные возможности роста банковского рынка в России, сейчас самое подходящее время для нового старта.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов