Как венчурным фондам начать создавать стоимость

Модель операционного партнерства может повысить качество инвестиций

Должен ли венчурный инвестор участвовать в развитии бизнеса компаний, входящих в его портфель, или его удел – дать деньги и отойти в сторону, раз в квартал получая формальный отчет на совете директоров? В теории ответ на этот вопрос очевиден: чем больше релевантной экспертизы и возможностей для роста получает стартап, тем выше его стоимость, а значит, больше доходность инвестора. На практике же сменить привычную «финансовую» парадигму работы управляющих команд венчурных фондов непросто. Для этого нужна комбинация внутренней мотивации и внешних стимулов – такая ситуация сейчас складывается на российском венчурном рынке.

Кризис 2014–2015 гг. сократил объем венчурного капитала в России, усложнив задачу фондов по выходу из портфельных компаний. Отток из страны иностранных инвесторов, дефицит корпоративных стратегов, несовершенство рынка IPO – в этих условиях для успешной продажи активов одной экспертизы по финансовому инжинирингу оказалось недостаточно.

Прошлый год российский венчурный рынок завершил с 19 публичными выходами. Среди них покупка Сергеем Солониным сервиса TimePad у фонда Target Global, приобретение МТС проектов Ticketland и Ponominalu (выходы для фондов iTech Capital и Buran Venture Capital). Несмотря на ряд крупных транзакций, общая сумма сделок по выходу венчурных инвесторов из компаний, в которые они вкладывали средства на начальном этапе, в России невелика – чуть более $100 млн. По сути, наши VC-фонды сегодня оказались в начале пути, который западные фонды прямых инвестиций (PE) прошли еще на рубеже XXI в. Тогда кризис в технологическом секторе наглядно показал: на рынке побеждает тот, кто не только предоставляет капитал, но и умеет создавать добавленную стоимость.

Это заставило PE-фонды пересмотреть свои стратегии.

Важной задачей управляющих команд стала работа над развитием портфельных компаний. Эту роль взяли на себя операционные партнеры. Они стали наращивать капитализацию портфеля за счет прямого участия в управлении активами. Сегодня, по разным данным, от 50 до 70% роста стоимости активов PE-фондов в мире происходит благодаря оптимизации операционной деятельности портфельных компаний – при непосредственном участии их инвесторов.

За рубежом модель операционного партнерства быстро прижилась не только в сегменте PE, но и на венчурном рынке. Операционный партнер – привычный член команды VC-фондов в США и Европе. Но в России такая практика – всё еще экзотика. Согласно опросу «Венчурного барометра», около 80% российских инвесторов заявляют о своем участии в разработке стратегий развития портфельных компаний. Но есть нюанс: этот функционал, как правило, реализуется классической управляющей командой фонда с финансовым бэкграундом либо отдается на откуп внешним консультантам.

За рубежом подход принципиально другой: операционными партнерами в PE- и VC-фондах становятся люди с опытом создания бизнеса и управления им – бывшие генеральные директора или топ-менеджеры крупных корпораций, владельцы компаний. Так, старейший в мире PE-фонд Clayton, Dubilier & Rice привлек на позицию операционного партнера экс-гендиректора General Electric Джека Уэлча, а в американском VC-фонде Bessemer Venture Partners эту функцию исполняет бывший вице-президент Oracle Джефф Эпштейн.

Участие операционных партнеров в бизнесе портфельных компаний может принимать различные формы – от членства в советах директоров до взаимодействия с основателями в качестве внешних консультантов. Нередко практикуется «высаживание» операционных партнеров в портфельные компании на руководящие должности, чтобы они на месте разобрались во внутренних процессах. Они занимаются разработкой стратегий развития, ищут профессионалов на ключевые позиции, активно используя свою записную книжку и управленческий опыт «из прошлой жизни».

Адаптация такой практики российскими венчурными фондами может стать стимулом к переосмыслению роли VC-капитала – привлечению на рынок «умных денег», профессионализации венчурных игроков и, как следствие, повышению прибыльности фондов. Из финансовых контролеров инвесторы должны стать спарринг-партнерами, которые могут оказать реальную помощь менеджменту и повлиять на прибыли и убытки портфельной компании. На российском венчурном рынке нет недостатка в идеях, но есть серьезные проблемы с их реализацией. Объяснение лежит на поверхности: чаще всего основатели стартапов – это или технологические «гики», или выходцы из финансовой среды. Ни те, ни другие не обладают навыками создания нового бизнеса с нуля. Поэтому главная ценность, которую VC-фонд может дать предпринимателю с идеей, – это связи и помощь в развитии компании. Деньги могут даже уйти на второй план.

Российские VC-фонды делают первые шаги по освоению новых операционных компетенций. Фонд развития интернет-инициатив завершил активную инвестиционную фазу и сфокусировался на капитализации своего портфеля. Дочерние фонды РВК переходят к модели операционного партнерства, концентрируя усилия на портфельных компаниях с высоким потенциалом роста – «ЭкзоАтлет», Ubic Technologies, «Альпина паблишер», ЦГРМ «Генетико» и др. Для каждой компании операционный партнер разрабатывает долгосрочную стратегию развития, включая различные сценарии роста стоимости – от запуска новых направлений бизнеса до экспансии на внешние рынки.

В результате внедрения института операционного партнерства все бóльшую роль в успешности венчурного фонда будет играть работа, которая выходит за пределы видимой верхушки айсберга – покупок и продаж долей в стартапах. В конечном итоге доходность инвесторам фонда приносит не только качественный due diligence и структурирование сделок, но и компетенции управляющей команды в области повышения стоимости активов.

Сегодня компании ищут не только средства, но в первую очередь – компетенции. Выигрывает тот, кто предлагает помимо капитала добавленную стоимость. Хороший венчурный инвестор – тот, кто находится в одной лодке с компанией и имеет одну цель – увеличить ее стоимость.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.