Станет ли краудфандинг альтернативой банковскому финансированию для малого бизнеса

Пока это скорее дополнительный инструмент, но конкуренция с банками может заметно возрасти

Компании малого и микробизнеса в России не избалованы кредитными предложениями. Банки неохотно дают в долг как в силу жестких регуляторных требований, так и из-за консервативной оценки платежеспособности компаний. Предприниматели в поисках заемных денег осваивают новые продукты и все чаще приходят на краудфандинговые платформы.

Статистика показывает, что рынок краудфинансирования стал одним из самых активно развивающихся сегментов российского финансового сектора. По данным ЦБ, в 2018 г. он вырос на 34% до 15,2 млрд руб.; 95% этой суммы пришлось на займы малому и среднему бизнесу. В 2019 г. этот сегмент, по нашим оценкам, может преодолеть отметку в 20–22 млрд руб. Однако его реальный потенциал намного больше.

Кто берет?

Средний чек в этом сегменте доходит до 3–5 млн руб. Это уже не диковинка, а востребованный, понятный продукт для малого бизнеса. За такими деньгами приходят компании с годовой выручкой до 100 млн руб. Здесь выделяются две категории: работающие в сфере торговли и услуг (розница и мелкий опт), а также подрядчики по контрактной деятельности в рамках 44 и 223 ФЗ.

Соответственно, чаще всего у них есть потребность в пополнении оборотных средств, закрытии кассового разрыва или в оборотных средствах для исполнения контракта.

Верхняя граница займов на краудплатформах при естественной эволюции рынка может достичь 30–50 млн руб. В этом случае им и банкам будет что делить. Но пока случаи привлечения таких сумм единичны. Поэтому сейчас краудплощадки – это скорее дополнительный финансовый инструмент для бизнеса наряду с привычными банковскими продуктами.

Применяемые сейчас методы оценки больше основаны на транзакционном скоринге либо на анализе контрактной деятельности. Если речь идет о крупных суммах, требуется полноценный финансовый анализ. Но при появлении спроса и развитии рынка главной задачей площадок станет создание технологического решения для быстрого анализа онлайн без потери качества экспертизы и сроков предоставления займа.

Кто дает?

В России насчитывается менее десятка крупных краудфандинговых платформ, ряд из которых был запущен как раз банкирами. Пионером рынка является «Альфа-поток» от Альфа-банка, работают также «Модульденьги» от Модульбанка, SimplyFi от SimpleFinance, свой краудфандинговый сервис запустил и Сбербанк. Такие платформы в первую очередь ориентированы на привлечение денег от частных инвесторов. По оценке Минэкономразвития, на банковских депозитах сейчас находится около $50 млрд, и привлечь на краудфандинговый рынок хотя бы $1 млрд более чем реально.

Конечно, банки не станут сами себе создавать конкурентов. Они четко делят рынки и передают неудобных с точки зрения банковского кредитования клиентов дополняющей их площадке или разделяют кредитные риски с привлеченными инвесторами.

По факту краудфандинг сейчас является конкурентной альтернативой банковскому кредитованию, что, впрочем, допускает мирное и даже взаимовыгодное сосуществование двух моделей. Но если на платформе будет много источников относительно доступных денег по ставке, сопоставимой с банковскими предложениями, и она будет предлагать более технологичный, современный продукт, конкуренция будет уже серьезной.

Как это работает

Развитие краудплатформ влечет за собой несколько важных для рынка вещей. Одна из них – выравнивание финансовых потоков, которыми пользуются компании малого и среднего бизнеса. При ограниченном доступе к банковскому финансированию предприниматели нередко идут на рынок частных теневых займов, иногда берут потребительские кредиты или микрозаймы по завышенным ставкам и пускают деньги в бизнес. Краудфандинг помогает заместить такие нецелевые продукты предложениями, более оптимизированными под бизнес. Например, в случае с контрактной деятельностью можно привязать график погашения кредита к поступлениям от контракта, что позволит избежать кассового разрыва.

Не менее значимо и то, что краудфандинговые платформы становятся операторами бюро кредитных историй. Это прописано в принятом Госдумой законе «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)».

Многие компании, выходящие на рынок краудфандинга, или имеют очень небольшой опыт кредитования, или не имеют его вовсе. Платформы же помогают в создании кредитной истории, что будет иметь значение как в краудфандинге, так и в классическом банковском финансировании. В этом смысле большим плюсом здесь является целевой характер финансирования.

И наконец, краудфандинг становится неким аналогом портфельных инвестиций для институциональных инвесторов. Платформы объединяют однородных клиентов с сопоставимой доходностью, с понятным просчитываемым дефолтом. Причем платформы могут формировать целевые портфели, исходя из желания институционального инвестора.

Во вступающем в силу с 1 января 2020 г. законе о краудфандинге остается одно, с нашей точки зрения, узкое место: регулирование процедуры взыскания просроченной задолженности. Сейчас большинство платформ являются агентами для инвесторов. Чаще всего платформы работают с просроченной задолженностью на этапе soft-collection – до 30–60 дней просрочки. Специалисты обзванивают должников, выясняют причины просрочки, мониторят их деятельность, целевое использование денег и выясняют возможности закрытия займа. Благодаря агентской схеме платформы имеют право представлять интересы инвесторов в суде. По новому же закону платформы лишаются права заниматься агентской деятельностью. Это оставляет две возможности: либо инвестор самостоятельно сможет обратиться в суд, либо платформа подключит к площадке сторонних агентов (коллекторов либо агентов по взысканию), которым можно будет передать проблемную задолженность. Однако игроки финансового рынка рассчитывают на изменение в законодательстве в этой части, чтобы платформы могли защищать интересы инвесторов самостоятельно.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.