Как финансовым компаниям подготовиться к отказу от LIBOR

Ставка, к которой привязаны кредитные продукты на $400 трлн, перестанет рассчитываться с 2022 года

Британское Управление по финансовому надзору (FCA) после 2021 г. перестанет публиковать межбанковскую ставку LIBOR, которая служит индикатором краткосрочного межбанковского кредитования. Решение регулятора понятно: LIBOR, Лондонская межбанковская ставка предложения, считается по сложным правилам на основе данных о сделках и котировках группы банков, что создает возможности для манипулирования на малоликвидных рынках. За манипулирование в конце 2000-х гг. ставками LIBOR банки заплатили $9 млрд штрафов. 

Из-за отказа от LIBOR рынок ждет непростой переходный период, а его участникам необходимо значительно изменить продуктовые портфели, модели рисков и IT-инфраструктуру. Но рынок к переходу практически не готов. 

LIBORation мировых финансов 

Ставка LIBOR используется на рынке с 1986 г. Сейчас к ней привязано около $400 трлн в деривативах, облигациях, ипотечных, коммерческих и розничных кредитах по всему миру. После 2021 г. вместо LIBOR по каждой валюте будет использоваться своя ставка – SOFR по доллару, ESTR по евро, SARON по швейцарскому франку и т. д. В каждом случае решение принимает регулятор, отвечающий за эмиссию конкретной валюты.  

Поскольку сегодня LIBOR является неотъемлемой частью рынков капитала, а также банковских и страховых продуктов, переход на альтернативные безрисковые ставки (RFR) может стать самой большой проблемой для финансовых организаций. 

Accenture провела глобальное исследование готовности 177 финансовых организаций к отказу от LIBOR. Свою программу перехода к альтернативным ставкам характеризуют как зрелую и соответствующую реалиям рынка менее 20%. Хотя официальный план действий по переходу к альтернативным инструментам есть у 84% респондентов, в целом они слабо подготовлены к его реализации. Детальное планирование и первые шаги начались всерьез только в 2019 г., несмотря на просьбы регулирующих органов начать эту работу еще летом 2018 г. 

В чем проблема 

Компании, деятельность которых в той или иной мере зависит от LIBOR, похоже, недооценивают сложность стоящей перед ними задачи и из-за этого медлят с изменениями.

Сейчас драйверами рынка являются крупные инвестиционные банки: именно они создают финансовые продукты, привязанные к базовым ставкам, и торгуют ими, тогда как роль «пассажиров» отводится управляющим активами, которые держат эти продукты в своих портфелях. 

После отказа от LIBOR особую роль будут играть технологии: организации, которые быстро разработают и внедрят соответствующие технологические решения, смогут создать ликвидность на рынке инструментов, привязанных к альтернативным ставкам, и взять на себя роль драйверов. А вот у «пассажиров» сейчас нет ни понимания последствий перехода, ни активного интереса: они ждут, когда инвестбанки решат проблему за них или с их минимальным участием.

Для финансовых организаций готовность к отказу от LIBOR — вопрос не только позиции на рынке. Удержание неликвидных активов в соответствии с устаревшей ставкой может иметь финансовые последствия, включая проблемы с капиталом и ликвидностью.

Еще два направления вызывают особенно серьезные опасения – готовность юридических отделов к сопровождению отказа от LIBOR, а также управление сопутствующими рисками.

Только 15% респондентов указали, что их юридические группы готовы иметь дело с многочисленными изменениями, реструктуризацией и перезаключением сделок в масштабе, необходимом для поддержания текущей деятельности, а также для поддержки выпуска новых продуктов на базе RFR-ставок. Лишь 14% заявляют, что их команды по управлению рисками детально понимают грядущие изменения и осознают их влияние на риск-менеджмент.

Никаких отсрочек 

Неготовность к отказу от LIBOR обусловлена и региональным фактором: 47% респондентов исследования указали, что не понимают ожиданий регулирующих органов в разных юрисдикциях своей работы. Более того, каждый пятый опрошенный отметил, что по вопросу отказа от LIBOR не было вообще никаких контактов с регуляторами. На отсутствие ясности и значительную нормативную неопределенность указывают 40%.

Но FCA вместе с другими регуляторами подчеркивает, что срок прекращения публикации LIBOR не будет перенесен. Половина респондентов ожидают послабления от регуляторов, но эти надежды не основаны на реальных заявлениях ответственных лиц.

Наоборот, на конференции Ассоциации участников индустрии ценных бумаг и финансовых рынков (SIFMA) 15 июля 2019 г. представители Федеральной резервной системы и FCA подтвердили: компании не должны думать, что они «могут форсировать продление действия ставки LIBOR после конца 2021 г.». Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) также подчеркнула: «Риски, связанные с этим переходом, будут усугубляться, если работа, необходимая для осуществления упорядоченного перехода к альтернативным ставкам, не будет проведена в срок в установленном порядке».

Но достаточное финансирование на осуществление этого перехода выделили (или планируют выделить) только 45% респондентов. Анализ также показывает, что две трети финансовых компаний планируют потратить на это менее $100 млн. Респонденты со зрелой программой реализации переходного периода планируют израсходовать более $142 млн, а группа наиболее продвинутых компаний (13%) рассматривает бюджет более чем в $200 млн. Удивительно, но значительный процент респондентов либо совсем не запланировали финансирование на эти цели, либо говорят о явно недостаточных суммах.

Подальше от LIBOR 

Как всегда, самый сложный вопрос – что же делать? Переход вымощен неопределенностью, а без инвестиций и подготовки сотрудников есть опасность, что вы не подготовитесь должным образом к разнообразным рискам. 

Вот короткий чек-лист того, что необходимо сделать финансовой организации, работающей с продуктами, которые привязаны к ставке LIBOR: 

  • Создать программу перехода: назначить ответственных за ее реализацию и сформировать команду из наиболее заинтересованных сотрудников.

  • Оценить влияние отказа от LIBOR на бизнес: идентифицировать и просчитать риски и изменения, которые нужно произвести в продуктах, сделках, процессах и технологиях.

  • Разработать базовые сценарии в четырех областях: финансы, риски, сделки и инфраструктура.

  • Сформировать стратегию перехода с учетом сроков и требований регуляторов.

  • Проработать организационную составляющую: идентифицировать заинтересованные стороны и показатели, которые будут оказывать влияние на принятие решений.

  • Создать план и бюджет перехода.

  • Определить коммуникационную стратегию – как внешнюю (как вы будете взаимодействовать с клиентами), так и внутреннюю (для работы с сотрудниками).

  • Перевести сделки в цифру: создать детальную базу данных по всем сделкам, так или иначе привязанным к LIBOR.

  • Разработать план управления рисками, чтобы минимизировать воздействие на операционную деятельность и ликвидность.

  • Пересмотреть стратегию формирования продуктового портфеля – уже не привязанного к ставке LIBOR.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.