Как открытый банкинг поможет конкуренции на финансовом рынке

Доступ к банковским данным позволит сделать традиционные продукты удобнее и дешевле

Банк России в последнее время обсуждал проблемы «рабства данных» в финансовой сфере и создания крупными банками закрытых экосистем. В качестве инструментов решения предлагается развитие открытых универсальных интерфейсов (open API) и открытый банкинг (open banking). Чем хороши эти инструменты? 

Свобода доступа

Сейчас крупные банки работают над суперприложениями (закрытыми экосистемами), собирающими воедино все возможные услуги (как банковские, так и сторонние), а финансовые организации встраивают свои кредитные продукты в приложения поставщиков нефинансовых услуг. Модель же открытого банкинга предполагает свободное получение компанией данных от банка-провайдера, основной услугой зачастую становится продукт самой компании, который не требует банковской лицензии (например, скоринговые системы, робот-консультант). Ключевой аспект здесь – свобода доступа, право клиента, а не банка распоряжаться накопленной информацией. Сейчас преимущества крупнейших игроков основаны во многом на ограничении доступа к накопленным данным. Преодоление же барьеров при согласии пользователя на использование данных даст доступ к информации мелким и средним игрокам, что сильно подстегнет развитие конкуренции в отрасли.

В России внедрение этих принципов и инструментов должно послужить стимулом для развития новых продуктов. Помимо скоринга и программ финансового менеджмента это могут быть услуги по управлению счетами и транзакциями; здесь самым очевидным продуктом становится мобильный банк-агрегатор, предоставляющий информацию о продуктах клиента в разных банках в режиме одного окна и позволяющий моментально осуществлять переводы между счетами. И это действительно долгожданный продукт. В этой модели можно, например, получать зарплату на карту в банке А, расплачиваться картой банка Б, которая дает повышенный кэшбэк, а вклад держать в банке В, где процент на остаток начисляется ежедневно. Благодаря мобильному банку-агрегатору клиент сможет воспользоваться всем лучшим сразу в едином приложении.

Открытый доступ к данным и управлению транзакциями усилит конкуренцию за клиента, которая будет разворачиваться не только в плоскости ставок и тарифов, но и через удобство пользования и продуманные интерфейсы. Это та среда, в которой на передний план наконец смогут выйти финтех-компании, которые умеют быстро создавать и выводить на рынок удобные приложения, а также оперативно подстраиваться под потребности клиента. И обычным банкам с их длинной цепочкой принятия решений будет непросто конкурировать с ними. 

Банкинг как платформа

У традиционного банкинга в этих условиях также возникает дополнительная модель ведения бизнеса – «банкинг как платформа» (banking as a platform, BaaP). В ней банк предоставляет свою инфраструктуру и компетенции для использования другими игроками. Такая модель предполагает изменение процессов и структуры самого банка, движение в сторону модульного подхода.

Он заключается в следующем: если инфраструктура хорошо развита и позволяет выделять «строительные блоки», на которых можно собрать кредитный конвейер под специфические нужды, то вы можете своим основным товаром сделать не классические банковские продукты, а именно этот конструктор. И если банк, который до этого занимался только потребительским кредитованием и не имеет компетенций в ипотеке, захочет выйти на этот рынок, он придет к вам. Это также снимает опасения перетока клиентов из-за отсутствия внутренней конкуренции, потому что вы будете заниматься только инфраструктурой, а ваш партнер – только ипотечным бизнесом. 

Кому выгодно

Кто выиграет в новых реалиях? Очевидно, конечный пользователь услуг. Также от открытых API выиграют финтех-компании за счет получения доступа к данным, которых у них нет сейчас. Затем новацией смогут воспользоваться некрупные высокотехнологичные банки за счет появления новых каналов монетизации своих компетенций. Но крупные игроки тоже могут получить дополнительные преимущества за счет выбора правильных партнеров и адекватной стратегии. К примеру, за счет партнерства с финтех-компаниями, а не поглощения их решится проблема со встраиванием новой команды, технологий и сервисов в существующий бизнес, что будет способствовать притоку клиентов.

В США рынок самостоятельно пришел к пониманию, что без двухстороннего обмена опытом и информацией разработка инновационных продуктов затруднительна. Поэтому сейчас именно бизнес оказывает давление на регуляторов с целью обеспечить легитимизацию и стандарты взаимодействия старых и новых участников рынка. Таким образом, мы видим, что крупные игроки сами заинтересованы во внедрении этих стандартов.

Открытые API и банкинг могут сильно поменять ландшафт банковской отрасли, привести к появлению мобильных банков-агрегаторов, вдохнуть новую жизнь в финтех-компании и сделать традиционные банковские продукты проще, удобнее и дешевле. Но как быстро это может произойти? Первые изменения возможны в течение двух лет с момента внедрения описанных выше подходов и передачи прав на распоряжение информацией самому пользователю. Такие изменения будут выражаться прежде всего в появлении новых игроков на рынке, что подтверждает мировой опыт. Первопроходцем во внедрении принципов открытого банкинга является Великобритания, чуть позже к инициативе присоединился ЕС с директивой PSD 2. И если последняя заработала только в сентябре 2019 г. и смотреть статистику еще рано, то на официальном сайте рабочей группы по открытому банкингу Великобритании (Open Banking Working Group) уже сейчас представлены 54 провайдера данных и 137 авторизованных поставщиков услуг.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.