Что мешает быстрому развитию онлайн-платежей в России

Регионы сильно отстают от лидеров рынка – Москвы, Московской области и Петербурга

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), масштабы интернет-эквайринга ежегодно увеличиваются за счет роста безналичного оборота у интернет-компаний: в 2018 г. на безналичные платежи в среднем приходилось около 60%, а в 2019 г. – уже 65%. Растет и доля оплат, совершенных при помощи Apple Pay и Google Pay.

По данным платежного сервиса CloudPayments, оборот и количество транзакций по Apple Pay выросли втрое, по Google Pay – в семь раз. Доля оплат в CloudPayments, совершенных через Apple Pay и Google Pay, по итогам 2019 гг. составила 13% от общего оборота, что на 6% выше показателей 2018 г. 

Региональные особенности

Однако локомотивами роста по-прежнему остаются всего три российских субъекта из 85 – Москва, Московская область и Санкт-Петербург. А значит, большая часть регионального рынка открыта для развития. Например, в Чебоксарах нам удалось найти только один ресторан, принимающий к оплате за доставку карты онлайн.

Это связано прежде всего с низким уровнем финансовой грамотности в регионах. Люди привыкли к наличным деньгам, не доверяют современным способам оплаты, тем самым лишая себя дополнительных возможностей и бонусов, таких как кэшбэк, процент на остаток по карте и т. д. Также присутствует страх перед кибермошенниками.

Изменить эту ситуацию может популяризация онлайн-платежей. 

Как перевести платежи в онлайн

Для этого нужно повышать информированность населения и стимулировать людей уходить от наличных денег с помощью бонусов и дополнительных возможностей. Например, рассказывать о кэшбэке при оплате банковскими картами, тем более что многие банки предлагают клиентам подобные программы. Если следить за специальными предложениями и внимательно изучить программу лояльности банка, то кэшбэк может быть весьма существенным, а покупки по карте – более выгодными.

Для популяризации специальных возможностей оплаты можно предлагать пользователям специальные бонусы. Например, дополнительный кэшбэк при оплате через Apple Pay.

Выпуск кобрендинговых карт в рамках совместных программ банков с одной или несколькими известными компаниями. Например, многие банки имеют кобрендинговые карты с авиакомпаниями, что позволяет накапливать мили и оплачивать ими в дальнейшем билеты или повышать класс обслуживания. Так банки привлекают дополнительную аудиторию, которая уже лояльна к бренду-партнеру.

Некоторые опасения перед запуском интернет-эквайринга нужно преодолеть и бизнесу. Не все решаются подключить интернет-сервис, а предпочитают обращаться напрямую в банк. При этом у интернет-сервиса есть масса преимуществ:

  • Быстрое подключение. У многих банков этот процесс растягивается от нескольких дней до нескольких месяцев. Сервис интернет-эквайринга, если он использует онлайн-оферту, может подключить партнера за пару часов.

  • Высокотехнологичный сервис. Сервисы онлайн-эквайринга – это компании с акцентом на финансово-технологическую составляющую, которые постоянно работают над качеством продукта. Не все банки способны поддерживать такое качество.

  • Круглосуточная поддержка персонального менеджера. Если в банках действует единая система технической поддержки и не всегда можно оперативно получить обратную связь, то сервис интернет-эквайринга может выделить персонального менеджера каждому партнеру.

  • Возможность подключить сразу несколько банков через интернет-сервис. Это делает модель катастрофоустойчивой: если у одного банка проблемы, можно быстро и безболезненно переключиться на другой.

  • Дополнительные сервисы. В качестве примера можно привести онлайн-чаевые, которые пользуются большой популярностью у курьеров, парикмахеров и даже артистов, и онлайн-кассы, работающие в рамках закона о применении контрольно-кассовой техники (ФЗ-54). При этом онлайн-кассы реализованы в одном личном кабинете с интеграцией интернет-эквайринга. 

Будущее онлайн-платежей в регионах

Рост онлайн-платежей в регионах может ускориться уже через год. Тому есть несколько причин.

Во-первых, Госдума планирует с января 2021 г. обязать всех интернет-торговцев использовать интернет-эквайринг. Сейчас по закону «О защите прав потребителей» обеспечить прием платежей с помощью карт обязаны только магазины с оборотом от 40 млн руб. в год. Во-вторых, с 1 июля 2021 г. все индивидуальные предприниматели, ранее получившие отсрочку, должны будут подключить себе онлайн-кассы.

Потенциал для регионов может заключаться и в развитии мобильных платежных сервисов. В 2019 г. они увеличили свою долю онлайн-платежей в рублях с 2 до 9%. Средняя величина одного онлайн-платежа по pay-сервисам выросла за минувший год на 14%, тогда как по банковским картам – всего на 2%. По данным CloudPayments, на протяжении двух лет в общем объеме оплаты через сервисы Apple Pay и Google Pay первое место занимает категория «фастфуд», на втором месте – «образование».

Онлайн-платежи в регионах обязательно будут расти. Вопрос только в том, какими темпами малый и средний бизнес будет вовлекаться в этот процесс и как скоро граждане поверят в его удобство и безопасность.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.