Как QR-коды помогают экономить на приеме безналичных платежей

Для ритейлеров это самый простой способ подключиться к Системе быстрых платежей

По статистике Банка России, в 2019 г. количество операций с использованием карт увеличилось на 34% (до 32,4 млрд), а их объем ‒ на 26% (до 24,8 трлн руб.). В этом году, по прогнозам ЦБ, рост безналичных транзакций составит до 70%. Безналичную оплату стимулируют и банки, в том числе предлагая различные кешбэк-программы. На фоне этого бизнес, который предлагает продажу товаров и услуг только за наличные деньги, рискует потерять большую часть потенциальных покупателей. В ситуации пандемии малый и средний бизнес оптимизирует свои процессы, в первую очередь за счет снижения расходов и перехода на более выгодные сервисы.

Экономить на приеме платежей

Для многих маленьких компаний внедрение карточного эквайринга сегодня слишком затратно: требуется приобретать терминал и программное обеспечение, проходить сертификацию. Высокие комиссии на эквайринг были отправной точкой в разработке альтернативного способа приема платежей с2b (клиент ‒ бизнес). Решением стал сервис, позволяющий оплачивать товары и услуги через Систему быстрых платежей (СБП) при помощи QR-кодов. Крупнейший российский интернет-магазин Wildberries сообщил недавно, что число онлайн-оплат по QR-коду через СБП в апреле выросло в 14 раз.

QR-коды давно популярны в Китае. В России же до сих пор развивалась «карточная» культура, а внедрение QR-кодов стало возможно в 2019 г., когда была запущена СБП. Благодаря тому что основные расходы на создание сервиса на себя взяло государство в лице Банка России, банкам удалось сократить расходы на процессинг и, соответственно, снизить комиссии для клиентов при приеме платежей до 5 раз. В среднем комиссия за карточный эквайринг составляет 1,8‒2,2% от суммы платежа, при оплате по QR-коду через СБП ее удалось сократить до 0,4‒0,7%.

Дело привычки

Конечно, российские покупатели сейчас активно используют банковские карты. Это вопрос привычки. Но банки уже реализуют совместные проекты с финансово-технологическими компаниями, которые делают переход на оплату по QR-кодам более удобным. В частности, QR-коды уже удалось встроить в приложение, позволяющее клиентам сетевых магазинов сканировать и самостоятельно оплачивать товары смартфоном. Это стало особенно актуально для соблюдения социальной дистанции в период пандемии. Также для ритейлеров сегодня это самый быстрый способ подключиться к СБП и экономить на карточном эквайринге. Понимая выгоду QR-кодов, они также заявляют о готовности развивать новый сервис оплаты и делать скидки покупателям.

Возможности развития

Пионером по внедрению инноваций традиционно является Москва, а регионы обычно тиражируют практику столицы и внедряют уже востребованные технологии. Однако бывает и наоборот ‒ например, в Свердловской области впервые в России ввели в промышленную эксплуатацию сервис оплаты топлива на АЗС через телефон с помощью QR-кода, размещенного на заправочном пистолете: исчезла необходимость идти в кассу или к терминалу, не нужно иметь при себе наличные или банковскую карту ‒ достаточно смартфона со встроенной камерой.

В отличие от обычного штрих-кода QR-код вмещает достаточно большой объем данных (до 7089 цифр или 4296 букв, цифр и специальных символов), прост в использовании и надежен, так как исключает ошибки при ручном вводе данных. Благодаря своей вариативности QR-код легко использовать в любом сегменте бизнеса. В будущем QR-код может использоваться не только в торговле, но и в быту. Например, его можно будет встроить в системы доступа на парковки или счетчики для оплаты электричества. И он станет не просто сервисом, а частью нашей жизни: просто, быстро, удобно и необходимо.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов