Статья опубликована в № 3912 от 08.09.2015 под заголовком: «Мы заменяем шестерни в двигателе бизнеса»

«Мы заменяем шестерни в двигателе бизнеса»

Как за три года Марко Греко провел реорганизацию крупнейшего страховщика Италии Generali
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Марко Греко разговаривает мягко, но по всему видно, что он в любую минуту готов ринуться в бой. Эта готовность неудивительна: хотя за последние три года Греко успешно реорганизовал бизнес Generali, занимающей 3-е место среди крупнейших страховых компаний Европы по размеру собранных премий, ему по-прежнему приходится сталкиваться со скептическим отношением, решать вновь возникающие проблемы.

«Эта компания возвращается. Возвращается из ниоткуда, ведь начинать приходилось практически с нуля, – говорит Греко, спустя три года после назначения которого на руководящую должность акции Generali подорожали почти вдвое. – Мы заменяем шестерни в двигателе бизнеса. Период реорганизации завершается, начинается период наращивания стоимости, перемена весьма значительная. Тем, кто считает, что проблемы еще не преодолены, я говорю: посмотрите на цифры». В свободное время Греко занимается шоссейными велогонками, и, когда он рассуждает, сидя в своем кресле в миланском офисе компании, его нога продолжает отбивать такт, как будто нажимая на невидимую педаль.

Неудачи в России

В 2011 г. фонд Generali купил акций ВТБ на $300 млн. Не известно, сохранила ли Generali акции ВТБ. Но с момента покупки они подешевели на 68,8%: SPO было проведено по цене $6,25 за GDR, сейчас GDR стоит $1,95.
В 2013 г. Generali стала владельцем 38,5% акций «Ингосстраха». В марте этого года Generali сообщила о списании 40 млн евро стоимости своего российского актива. После перерасчета рисков Generali оценила стоимость своего пакета в «Ингосстрахе» в 230 млн евро. Чистая прибыль «Ингосстраха» по МСФО за 2014 г. составила 2,1 млрд руб. против убытка за 2013 г. В 2014 г. Generali списала уже 190 млн евро, переоценив стоимость своего пакета акций в «Ингосстрахе». Обесценение активов «Ингосстраха» стало одним из факторов снижения чистой прибыли Generali в 2014 г. по сравнению с 2013 г., говорится в отчете компании. Тем не менее тогда Греко заявил, что компания не намерена выходить из капитала «Ингосстраха», так как считает Россию потенциально крупным рынком финансовых услуг, в том числе страхования.

Греко родился в 1959 г. в Неаполе. Получил степень бакалавра по экономике в римском университете «Ла Сапиенца», магистерскую степень – в Рочестерском университете в Нью-Йорке. Он начал карьеру в 1986 г. в McKinsey, в 1992 г. стал партнером компании и руководителем ее итальянской страховой практики. В Generali он пришел из Zurich Insurance Group с поста гендиректора по общему страхованию.

Сейчас Греко находится в авангарде нового поколения итальянских капиталистов. Его воинственная манера высказываться нетипична для топ-менеджеров итальянских компаний, но он такой не один. Нынешние руководители ведущих национальных корпораций вроде Intesa Sanpaolo, Telecom Italia, Eni и Enel получили свои должности после того, как финансовый и долговой кризисы в еврозоне привели к обвальному падению котировок акций компаний. Каждому из этих руководителей пришлось в кризисных условиях осуществлять жесткую реорганизацию, и каждый при этом выполнял еще одну задачу – восстановление имиджа корпоративной Италии во внешнем мире. Имиджа, серьезно подпорченного длительной экономической стагнацией и коррупцией.

За пять лет до прихода Греко в Generali компания потеряла две трети капитализации, и совет директоров Generali в типичной для итальянских компаний драматичной манере выгнал председателя совета Чезаре Джеронци и гендиректора Джованни Периссинотто. Назначение Греко было знаковым событием: компания, управлявшая активами в 500 млрд евро, играла особую роль в национальной корпоративной культуре, где доминируют мелкие и средние предприятия.

До преобразования Generali была наглядным примером засилья кумовства и кланового капитализма, не желающего допускать иностранных инвесторов в третью по величине экономику еврозоны. Бизнес компании строился по схеме перекрестного владения акциями, и в благоприятные времена это давало ей огромные возможности. Но в кризис такая структура лишь ускоряла распространение упадка.

Греко сократил расходы и выручил около 4 млрд евро, избавившись от акций ряда компаний, включая Telecom Italia, чтобы увеличить капитал Generali. «Три года назад люди поверили, что я добьюсь увеличения капитала, и их надежды оправданны и сейчас», – говорит руководитель. Привлекать капитал со стороны, по его словам, он не намерен, поскольку к концу 2014 г. продажа активов позволила повысить коэффициент платежеспособности Generali (отношение собственного капитала к суммарным активам) до 186%, т. е. до уровня, сопоставимого с показателями конкурентов вроде Axa и Allianz.

Коллеги о Марио Греко

До перехода в Generali Марио Греко был членом совета директоров медийной компании L’Espresso, принадлежащей концерну CIR. Вот что говорит Родольфо де Бенедетти, председатель совета директоров CIR, сохраняющий дружеские отношения с Греко: «Марио – один из корпоративных руководителей, наилучшим образом представляющих нашу страну в финансовом сообществе. Он в высшей степени компетентен, и у него богатый опыт международной работы. В велоспорте он специализируется на длинных дистанциях – и в работе тоже: мы видим талант, оптимизм и ориентацию на долгосрочную перспективу».

В прошлом году Generali выплатила дивиденды в размере 900 млн евро, в течение ближайших четырех лет компания планирует выплатить 5 млрд евро. «Мы начинаем по-другому вознаграждать акционеров и увеличивать стоимость компании, все это будет поднято на уровень выше среднего по рынку. Это совершенно новый этап», – утверждает Греко.

Корпоративное управление и стратегия Generali благодаря усилиям гендиректора были подняты на уровень XXI в., но теперь Греко, как и многим другим лидерам итальянского бизнеса, необходимо решать проблемы, обусловленные развитием технологий и глобализацией.

В этом году МВФ предупредил, что сложившиеся у европейских страховщиков модели бизнеса становятся несостоятельными из-за значительного падения процентных ставок. Греко утверждает, что готов работать в условиях низких доходностей облигаций вплоть до 2018 г. В структуре бизнеса Generali он старается уделять все больше внимания прибыльным направлениям, снижая зависимость от услуг по страхованию жизни, предоставление которых требует значительных начальных затрат. Приходится также учитывать обострение конкуренции и растущую потребность в технологиях обработки больших массивов данных, позволяющих лучше оценивать потребности и возможности клиентов; поэтому Греко увеличивает расходы на такие технологии.

Штат Generali насчитывает 78 000 человек, компания ведет бизнес более чем в 60 странах, обслуживая 72 млн клиентов. Для поддержания эффективности этой международной структуры Греко считает нужным нанимать специалистов со стороны, включая иностранцев. В частности, на должность директора по инвестициям был приглашен Нихил Сринивасан, уроженец Дели, получивший образование в Кембридже и Гарварде. На сегодня он наиболее высокопоставленный топ-менеджер Италии из числа иностранцев.

Тактика Греко приносит ожидаемые плоды. В 2014 г. инвестиционный доход по активам Generali составил 10% – по данным аналитиков Sanford Bernstein, это выше показателей конкурентов. Но многие наблюдатели, памятуя о недавнем долговом кризисе в еврозоне, обращают внимание на такие активы Generali, как государственные облигации на 50 млрд евро и другие долговые обязательства Италии на 90 млрд евро. Эти активы вызывают озабоченность у аналитиков, но не у Греко. «Наши позиции в Италии сильны, разве это плохо, разве это ошибка, разве об этом стоит сожалеть? Не думаю, – рассуждает он. – По размеру ВВП Италия входит в 10 ведущих стран мира. Мы здесь получаем прибыль, у нас большая доля рынка, Италия находится на подъеме».

Предположение о том, что в условиях спада на традиционном рынке банковского кредитования Generali следует заняться кредитованием малых и средних предприятий, Греко решительно отметает: «Никогда! Где бы я ни выступал, я неустанно повторяю, что тут мы ничем не можем помочь. И дело не в нежелании. Мы не можем делать вещи, для которых у нас нет должной компетенции».

Assicurazioni Generali S.p.a. (Generali Group)

Страховая группа
Акционеры (данные компании на 25 августа 2015 г.): около 84% акций – в свободном обращении, крупнейшие инвесторы – итальянский инвестбанк Mediobanca (13,25%), дочерняя компания Luxottica – Delfin S.a.r.l. (3,17%), Blackrock Group (2,61%), Caltagirone Group (2,23%), Народный банк Китая (2,01%). Капитализация – 25,1 млрд евро. Финансовые показатели (первое полугодие 2015 г.): страховые премии – 38,2 млрд евро, чистая прибыль – 1,3 млрд евро.

Как и многие другие представители нового слоя итальянских бизнесменов, Греко поддерживал 40-летнего премьер-министр Маттео Ренци, когда тот 1,5 года назад возглавил правительство. Пока реструктуризация национальной экономики идет не очень удачно: обещанные масштабные реформы не реализованы, а официальный прогноз роста ВВП на 0,7% в этом году начинает казаться трудно достижимым. Поэтому восторги бизнес-лидеров поутихли, а Греко отделывается заявлениями вроде «нам еще многое нужно реформировать и как европейцам, и как итальянцам».

Тем не менее гендиректор Generali одобряет ряд шагов премьер-министра, в том числе его желание поддержать итальянский бизнес на международном уровне, в частности, через торговые миссии. То, что руководитель компании готов благодарить политика за такие усилия, демонстрирует, насколько ослаблена была итальянская корпоративная система за последние 20 лет экономической стагнации, которую так и не смог преодолеть дискредитировавший себя политический класс. «Действия правительств свидетельствуют, что они стараются помочь компаниям, таким как наша. Я чувствую, что страна начинает нас поддерживать. Это простая, но важная вещь», – говорит Греко.

FT, 7.09.2015, Александр Силонов

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more