Марко Греко: «Мы заменяем шестерни в двигателе бизнеса»

Как за три года Марко Греко провел реорганизацию крупнейшего страховщика Италии Generali
Генеральный директор группы Generali Марко Греко/ Simon Dawson/ Bloomberg

Марко Греко разговаривает мягко, но по всему видно, что он в любую минуту готов ринуться в бой. Эта готовность неудивительна: хотя за последние три года Греко успешно реорганизовал бизнес Generali, занимающей 3-е место среди крупнейших страховых компаний Европы по размеру собранных премий, ему по-прежнему приходится сталкиваться со скептическим отношением, решать вновь возникающие проблемы.

«Эта компания возвращается. Возвращается из ниоткуда, ведь начинать приходилось практически с нуля, – говорит Греко, спустя три года после назначения которого на руководящую должность акции Generali подорожали почти вдвое. – Мы заменяем шестерни в двигателе бизнеса. Период реорганизации завершается, начинается период наращивания стоимости, перемена весьма значительная. Тем, кто считает, что проблемы еще не преодолены, я говорю: посмотрите на цифры». В свободное время Греко занимается шоссейными велогонками, и, когда он рассуждает, сидя в своем кресле в миланском офисе компании, его нога продолжает отбивать такт, как будто нажимая на невидимую педаль.

Неудачи в России

В 2011 г. фонд Generali купил акций ВТБ на $300 млн. Не известно, сохранила ли Generali акции ВТБ. Но с момента покупки они подешевели на 68,8%: SPO было проведено по цене $6,25 за GDR, сейчас GDR стоит $1,95.
В 2013 г. Generali стала владельцем 38,5% акций «Ингосстраха». В марте этого года Generali сообщила о списании 40 млн евро стоимости своего российского актива. После перерасчета рисков Generali оценила стоимость своего пакета в «Ингосстрахе» в 230 млн евро. Чистая прибыль «Ингосстраха» по МСФО за 2014 г. составила 2,1 млрд руб. против убытка за 2013 г. В 2014 г. Generali списала уже 190 млн евро, переоценив стоимость своего пакета акций в «Ингосстрахе». Обесценение активов «Ингосстраха» стало одним из факторов снижения чистой прибыли Generali в 2014 г. по сравнению с 2013 г., говорится в отчете компании. Тем не менее тогда Греко заявил, что компания не намерена выходить из капитала «Ингосстраха», так как считает Россию потенциально крупным рынком финансовых услуг, в том числе страхования.

Греко родился в 1959 г. в Неаполе. Получил степень бакалавра по экономике в римском университете «Ла Сапиенца», магистерскую степень – в Рочестерском университете в Нью-Йорке. Он начал карьеру в 1986 г. в McKinsey, в 1992 г. стал партнером компании и руководителем ее итальянской страховой практики. В Generali он пришел из Zurich Insurance Group с поста гендиректора по общему страхованию.

Сейчас Греко находится в авангарде нового поколения итальянских капиталистов. Его воинственная манера высказываться нетипична для топ-менеджеров итальянских компаний, но он такой не один. Нынешние руководители ведущих национальных корпораций вроде Intesa Sanpaolo, Telecom Italia, Eni и Enel получили свои должности после того, как финансовый и долговой кризисы в еврозоне привели к обвальному падению котировок акций компаний. Каждому из этих руководителей пришлось в кризисных условиях осуществлять жесткую реорганизацию, и каждый при этом выполнял еще одну задачу – восстановление имиджа корпоративной Италии во внешнем мире. Имиджа, серьезно подпорченного длительной экономической стагнацией и коррупцией.

За пять лет до прихода Греко в Generali компания потеряла две трети капитализации, и совет директоров Generali в типичной для итальянских компаний драматичной манере выгнал председателя совета Чезаре Джеронци и гендиректора Джованни Периссинотто. Назначение Греко было знаковым событием: компания, управлявшая активами в 500 млрд евро, играла особую роль в национальной корпоративной культуре, где доминируют мелкие и средние предприятия.

До преобразования Generali была наглядным примером засилья кумовства и кланового капитализма, не желающего допускать иностранных инвесторов в третью по величине экономику еврозоны. Бизнес компании строился по схеме перекрестного владения акциями, и в благоприятные времена это давало ей огромные возможности. Но в кризис такая структура лишь ускоряла распространение упадка.

Греко сократил расходы и выручил около 4 млрд евро, избавившись от акций ряда компаний, включая Telecom Italia, чтобы увеличить капитал Generali. «Три года назад люди поверили, что я добьюсь увеличения капитала, и их надежды оправданны и сейчас», – говорит руководитель. Привлекать капитал со стороны, по его словам, он не намерен, поскольку к концу 2014 г. продажа активов позволила повысить коэффициент платежеспособности Generali (отношение собственного капитала к суммарным активам) до 186%, т. е. до уровня, сопоставимого с показателями конкурентов вроде Axa и Allianz.

Коллеги о Марио Греко

До перехода в Generali Марио Греко был членом совета директоров медийной компании L’Espresso, принадлежащей концерну CIR. Вот что говорит Родольфо де Бенедетти, председатель совета директоров CIR, сохраняющий дружеские отношения с Греко: «Марио – один из корпоративных руководителей, наилучшим образом представляющих нашу страну в финансовом сообществе. Он в высшей степени компетентен, и у него богатый опыт международной работы. В велоспорте он специализируется на длинных дистанциях – и в работе тоже: мы видим талант, оптимизм и ориентацию на долгосрочную перспективу».

В прошлом году Generali выплатила дивиденды в размере 900 млн евро, в течение ближайших четырех лет компания планирует выплатить 5 млрд евро. «Мы начинаем по-другому вознаграждать акционеров и увеличивать стоимость компании, все это будет поднято на уровень выше среднего по рынку. Это совершенно новый этап», – утверждает Греко.

Корпоративное управление и стратегия Generali благодаря усилиям гендиректора были подняты на уровень XXI в., но теперь Греко, как и многим другим лидерам итальянского бизнеса, необходимо решать проблемы, обусловленные развитием технологий и глобализацией.

В этом году МВФ предупредил, что сложившиеся у европейских страховщиков модели бизнеса становятся несостоятельными из-за значительного падения процентных ставок. Греко утверждает, что готов работать в условиях низких доходностей облигаций вплоть до 2018 г. В структуре бизнеса Generali он старается уделять все больше внимания прибыльным направлениям, снижая зависимость от услуг по страхованию жизни, предоставление которых требует значительных начальных затрат. Приходится также учитывать обострение конкуренции и растущую потребность в технологиях обработки больших массивов данных, позволяющих лучше оценивать потребности и возможности клиентов; поэтому Греко увеличивает расходы на такие технологии.

Штат Generali насчитывает 78 000 человек, компания ведет бизнес более чем в 60 странах, обслуживая 72 млн клиентов. Для поддержания эффективности этой международной структуры Греко считает нужным нанимать специалистов со стороны, включая иностранцев. В частности, на должность директора по инвестициям был приглашен Нихил Сринивасан, уроженец Дели, получивший образование в Кембридже и Гарварде. На сегодня он наиболее высокопоставленный топ-менеджер Италии из числа иностранцев.

Тактика Греко приносит ожидаемые плоды. В 2014 г. инвестиционный доход по активам Generali составил 10% – по данным аналитиков Sanford Bernstein, это выше показателей конкурентов. Но многие наблюдатели, памятуя о недавнем долговом кризисе в еврозоне, обращают внимание на такие активы Generali, как государственные облигации на 50 млрд евро и другие долговые обязательства Италии на 90 млрд евро. Эти активы вызывают озабоченность у аналитиков, но не у Греко. «Наши позиции в Италии сильны, разве это плохо, разве это ошибка, разве об этом стоит сожалеть? Не думаю, – рассуждает он. – По размеру ВВП Италия входит в 10 ведущих стран мира. Мы здесь получаем прибыль, у нас большая доля рынка, Италия находится на подъеме».

Предположение о том, что в условиях спада на традиционном рынке банковского кредитования Generali следует заняться кредитованием малых и средних предприятий, Греко решительно отметает: «Никогда! Где бы я ни выступал, я неустанно повторяю, что тут мы ничем не можем помочь. И дело не в нежелании. Мы не можем делать вещи, для которых у нас нет должной компетенции».

Assicurazioni Generali S.p.a. (Generali Group)

Страховая группа
Акционеры (данные компании на 25 августа 2015 г.): около 84% акций – в свободном обращении, крупнейшие инвесторы – итальянский инвестбанк Mediobanca (13,25%), дочерняя компания Luxottica – Delfin S.a.r.l. (3,17%), Blackrock Group (2,61%), Caltagirone Group (2,23%), Народный банк Китая (2,01%). Капитализация – 25,1 млрд евро. Финансовые показатели (первое полугодие 2015 г.): страховые премии – 38,2 млрд евро, чистая прибыль – 1,3 млрд евро.

Как и многие другие представители нового слоя итальянских бизнесменов, Греко поддерживал 40-летнего премьер-министр Маттео Ренци, когда тот 1,5 года назад возглавил правительство. Пока реструктуризация национальной экономики идет не очень удачно: обещанные масштабные реформы не реализованы, а официальный прогноз роста ВВП на 0,7% в этом году начинает казаться трудно достижимым. Поэтому восторги бизнес-лидеров поутихли, а Греко отделывается заявлениями вроде «нам еще многое нужно реформировать и как европейцам, и как итальянцам».

Тем не менее гендиректор Generali одобряет ряд шагов премьер-министра, в том числе его желание поддержать итальянский бизнес на международном уровне, в частности, через торговые миссии. То, что руководитель компании готов благодарить политика за такие усилия, демонстрирует, насколько ослаблена была итальянская корпоративная система за последние 20 лет экономической стагнации, которую так и не смог преодолеть дискредитировавший себя политический класс. «Действия правительств свидетельствуют, что они стараются помочь компаниям, таким как наша. Я чувствую, что страна начинает нас поддерживать. Это простая, но важная вещь», – говорит Греко.

FT, 7.09.2015, Александр Силонов