Россияне, не установившие счетчики, будут платить больше

Минрегион РФ разработал и внес в правительство новые правила предоставления услуг ЖКХ: для тех, у кого нет счетчиков воды и газа, цены на эти услуги с 1 января 2011 г. вырастут вдвое, а с 2012 г. - в четыре раза, причем внеплановые доходы от этого пойдут на субсидии владельцам приборов учета, пишет в понедельник газета "Коммерсант".

По данным издания, сроки накопления задолженности за жилищно-коммунальные услуги сократятся вдвое и судиться с потребителями коммунальщики не станут: правила по-прежнему разрешают им отключать за долги свет, воду и газ.

Как отмечает газета, Минрегион готовил проект постановления правительства, которое вводит в РФ с 1 января 2011 г. новые "Правила предоставления жилищно-коммунальных услуг", отменяя предыдущие (введенные постановлением правительства № 307 от 23 мая 2006 г.), более полугода и завершил эту работу в пятницу, 30 июля. Существенно переписанные "правила игры" в ЖКХ "призваны устранить спорные моменты, оптимизировать процесс подачи жилищно-коммунальных ресурсов потребителям, способствовать созданию благоприятной бизнес-среды в секторе и снять социальную напряженность", отмечают в министерстве.

Новые правила Минрегион опубликовал еще 26 июля, однако редактировал и после этого: как рассказали газете в департаменте ЖКХ министерства, "учитывались все замечания и поправки ведомств" (Минэкономики, Минэнерго, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по тарифам), чтобы смягчить воздействие изменений на потребителей.

Новые правила отражают намерение Минрегиона добиться от граждан повсеместной установки индивидуальных приборов учета.

Если за электричество по счетчику сейчас платит подавляющее большинство населения, то за воду, газ и тепло - считанные проценты. При этом ведомство намерено и поощрять обладателей приборов учета: избыточные средства, которые будут аккумулироваться у исполнителей услуг за счет таких завышенных тарифов, можно будет направить только на субсидирование - частичную оплату коммунальных счетов "модернизированных" квартир.

Скидки должны предоставляться одновременно всем таким потребителям не реже раза в квартал и распределяться пропорционально площади жилья. Малоимущим советуют участвовать в региональных программах по энергосбережению для льготной установки счетчиков.

Судя по последней правке документа, инициатива Минрегиона у других ведомств Белого дома протеста не вызвала. Так, в первоначальной редакции правил от 26 июля на информирование потребителей о повышающих коэффициентах отводилось два месяца, а 30 июля "с учетом замечаний" в Минрегионе сообщили, что предупреждение должно появиться в платежных документах "не менее чем за три расчетных периода до его применения".

Правила ужесточают внесудебный порядок ограничения услуг ЖКХ потребителям, у которых есть задолженность. По данным на 1 октября 2009 г., совокупная задолженность за услуги ЖКХ в РФ составляла 333 млрд руб., из которых 95 млрд приходилось на граждан и 158 млрд - на просрочку.

Глава Минрегиона Виктор Басаргин ранее говорил, что только долг коммунальщиков энергетикам достиг 90 млрд руб.

Минрегион намерен сохранить для исполнителей возможность прекращать или ограничивать подачу должникам горячей воды, электроэнергии и газа "через один месяц после письменного предупреждения собственника о неполной оплате", сократив период накопления задолженности.

Под "неполной оплатой" теперь понимается долг, превышающий стоимость "любой предоставляемой исполнителем услуги" за три месяца (ранее - шесть ежемесячных размеров платы). Судиться с потребителями коммунальщики не хотят, ожидая, что последние "будут всевозможными способами затягивать судебные процессы, что, в свою очередь, приведет к увеличению задолженностей и невозможности выполнения организациями ЖКХ текущих обязательств перед потребителями", заявили в пятницу в Минрегионе.

Среди прочих новаций правил - порядок внесения платы за коммунальные услуги при проживании временных жильцов. Их количество исполнитель теперь вправе зафиксировать актом, после чего начинать начисление дополнительной платы. Права потребителей также подверглись уточнению: сохранен подход, согласно которому предоставление некачественной услуги освобождает потребителя от необходимости платить за нее, но четче регламентирован процесс фиксации "брака" (оформления акта, на основании которого производится перерасчет) и условия участия в нем экспертов.