ЦБ подозревал о выводе средств Межпромбанком еще в 2008 году

undefined

Банк России обнаружил сомнительные сделки в Межпромбанке еще в начале 2008 г., следует из обращения МГТУ ЦБ в правоохранительные органы, которое попало в распоряжение "Коммерсанта". Регулятор усмотрел в деятельности Межпромбанка признаки вексельной схемы - выдачу кредитов аффилированным с банком компаниям, которые впоследствии заявляли об отсутствии возможности расплатиться по обязательствам. Они расплачивались с банком векселями, которые не погашались из-за прекращения деятельности заемщиков, проблемные же кредиты списывались с баланса банка за счет резервов на потери по ссудам. Сумма сделок, вызвавших подозрения, — 4 млрд руб.

Начальник управления безопасности и защиты информации МГТУ Олег Забелин направил обращение в ОБЭП УВД и прокуратуру Москвы еще весной 2008 г., то есть за полгода до кризиса и за два года до того, как проблемы Межпромбанка получили огласку. Забелин подтвердил, что документы действительно были отправлены в 2008 г. за его подписью.

ОБЭП УВД отказал в возбуждении уголовных дел по материалам проверки Межпромбанка, не найдя в представленных ЦБ данных оснований для делопроизводства по ст. 174 («легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем»), ст. 159 («мошенничество») и ст. 199 УК РФ («уклонение от уплаты налогов»). Весной 2009 г. прокуратура Москвы вернула документы на дополнительное рассмотрение в УБЭП ГУВД, потребовав провести еще одну проверку по материалам ЦБ, но уголовное дело так и не было возбуждено.

Основания, ставшие причиной для обращений ЦБ в правоохранительные органы в 2008 г., идентичны нарушениям, обнародованным ЦБ уже после отзыва лицензии Межпромбанка. В ноябре первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян в интервью "РИА Новости" указывал: «Основная часть кредитов банка была предоставлена компаниям, которые не вели реальной производственной деятельности. Всего таких компаний было больше ста».

Крупнейшим кредитором Межпромбанка является сам ЦБ, одолживший ему в разгар кризиса 32 млрд руб. на беззалоговых аукционах.

«Это моя личная ответственность», — заявил председатель ЦБ Сергей Игнатьев на этой неделе, отвечая в Госдуме на вопрос депутата, кто несет ответственность за кредитование Межпромбанка. «В октябре 2008 г., когда не хватало ликвидности в российской банковской системе, нам нужно было срочное вливание, я бы сказал, триллионов в банковскую систему. Тогда у нас был выбор: либо принимать решения индивидуально по каждому банку, либо принимать решение на основании некоторого алгоритма [беззалоговых кредитов]. Мы приняли решение использовать алгоритм», — пояснил он.