Банк России защитил жесткую политику перед заседанием совета

undefined

Снижение ставок ЦБ приведет к инфляции и не даст желаемого ускорения экономического роста, сказал зампред Банка России Сергей Швецов, защитив жесткую денежно-кредитную политику накануне апрельского заседания совета директоров ЦБ, посвященного ставкам.

"Я думаю, что без правительства наивно рассчитывать, что ЦБ, снизив процентные ставки, как нам сейчас некоторые предлагают, сделает благо для российской экономики. Тем более что, по нашим расчетам, рост сегодня на уровне потенциального", - сказал Швецов.

"Сказать, что только базовый компонент (ставка ЦБ) есть ключ к нашему благоденствию, а вся остальная настройка не важна - это не так. В краткосрочном периоде можно добиться каких-то улучшений, если снизить ставки, но мы получим инфляцию", - сказал Швецов на конференции "Ведомостей" в пятницу.

"Выпуск находится на уровне потенциального, это значит, что денежное стимулирование приведет к росту спроса, но не приведет к росту выпуска", - сказал зампред ЦБ.

Минэкономразвития оценивает потенциальный рост в нынешних условиях на уровне около 5%, а фактический может не дотянуть и до 3% в текущем году.

Снижения ставок давно добивается Минэкономики, отвечающее за оживление затухающего роста, однако ЦБ традиционно занимает жесткую позицию и указывает на структурные препятствия для развития экономики. Участники рынка опасаются смягчения позиции ЦБ с уходом председателя Сергея Игнатьева, на смену которому Кремль определил бывшего министра экономики Эльвиру Набиуллину.

Замглавы Минэкономики Андрей Клепач на той же конференции в пятницу подогрел эти опасения. "Изменение денежно-кредитной политики, то есть ее определенное смягчение, необходимо... Ускорения роста без смягчения денежно-кредитной политики и ее перенастройки мы достичь не сможем", - сказал Клепач.

"Я согласен, что краткосрочно можно добиться каких-то улучшений, если снизить ставки, но мы получим инфляцию", - уверен Швецов. "Смягчение даст скорее инфляцию, чем рост, потому что в реальном выражении наши ставки конкурентоспособны: если из этих 10 процентов вычесть 7 (процентов инфляции), которые мы сегодня имеем, то реальная ставка три процента - примерно то же и в Европе, и в США для реального сектора", - отметил он.

ЦБ удивил рынок, назначив апрельское заседание совета директоров о ставках на 2 апреля вместо традиционной второй декады месяца. Швецов сказал, что интриги в раннем собрании нет, а дата выбрана с целью обеспечить кворум.

Коррупция и тарифы

Швецов посетовал, что согласованные правительством темпы роста тарифов естественных монополий в два-три раза превосходят инфляционные цели.

"И конечно, здесь роль правительства огромна, потому что ЦБ отвечает за весь рост потребительских цен, и мы вынуждены ту часть, которая находится под нашим управлением, корректировать больше из-за учета вот этих больших темпов роста тарифов".

"Экономика должна быть экономной. Вот, к сожалению, если мы трамплин стоимостью $1 млрд строим за $8 млрд, то, мне кажется, госинвестиции не сильно помогут нашей экономике, но сильно помогут Кипру и кто там будет следующим за ним", - сказал Швецов.

Клепач в ответ напомнил ЦБ о роли государства в банковском секторе, где доминируют гигантские госбанки, крупнейший из которых - Сбербанк - принадлежит центробанку. "Мы привыкли говорить об эффективности государства... но отсутствуют разговоры об эффективности бизнеса. Если начинать разбираться, как государство спасало тот или иной банк в 2009 г., какой ценой, я не говорю про проблемы реструктуризации корпораций... Первый вопрос не в том, сколько туда дало государство денег, а в том, насколько эффективен там менеджмент".

Кремль требует от министров обеспечить 5-процентный рост экономики. Клепач считает эту задачу долгосрочной: "Вопрос пяти процентов роста - это не вопрос этого года и даже, по-видимому, ближайших нескольких лет, если не произойдет каких-то резких скачков во внешней конъюнктуре, а это вряд ли... Почему нельзя достичь пяти процентов? Процесс восстановления после кризиса почти завершился, это означает, что модель развития должна перенастроиться, а сам процесс перенастройки является непростым".

Сейчас рост тормозит отрицательная динамика экспорта и замедление розничной торговли, сказал замминистра.

ЦБ и рост

Российские власти давно хотят обязать ЦБ отвечать не только за ценовую стабильность, но и за экономический рост, но регулятору пока удавалось отбиться от законодательного оформления такой обязанности.

"Мы внутри себя договорились, что мы не вносим никаких других поправок, не связанных с мегарегулятором, на весеннюю сессию (Госдумы)", - сказал Швецов.

"На осеннюю сессию будут поправки, связанные с введением инфляционного таргетирования, и в рамках этих поправок неминуемо возникнет эта дискуссия. И желательно, чтобы это произошло в осеннюю сессию, а не в весеннюю... - уже будет новый председатель", - добавил он.

По словам Швецова, ЦБ и так вносит свой вклад в экономический рост: "За экономический рост отвечает правительство, понятно, что мы правительству помогаем в рамках нашей компетенции".

Он повторил позицию уходящего шефа Игнатьева, который говорил, что не имеет ничего против, если ответственность за экономический рост будет вторичной по отношению к инфляции.

Новое рефинансирование

Банк России кроме снижения ставок может обеспечить рынок деньгами за счет расширения инструментов рефинансирования. "Есть потенциал (расширения рефинансирования) в металлах и свопах, остальное мы выбрали уже", - сказал Швецов.

"Мы сейчас металлы введем,.. готовим новый сет инструментов со свопом. Сейчас биржа запустила длинные свопы, возможно, мы и этот инструмент задействуем - делается это с прицелом на инструменты, уже связанные с инфляционным таргетированием".

О сроках он сказал: "Когда нужно будет, тогда и задействуем, сейчас ситуация такая, что обеспечения достаточно, нет дефицита денег, есть дефицит заемщиков".

Ранее Швецов говорил о планах ЦБ перевести свопы на аукционную ставку и удлинить срок до недели. Сейчас операции своп проходят за один день по фиксированной ставке.

По поводу инструментов с плавающей ставкой Швецов сказал, что раньше третьего квартала ЦБ не успеет запустить этот механизм.