S&P: Рост экономик СНГ сдерживают инвестклимат, реформы и коррупция

undefined

Слабый инвестиционный климат, отсутствие нацеленных на частный сектор реформ и высокий уровень коррупции сдерживают рост экономик стран СНГ, зависимых от потребления и экспорта нефти и газа, считает международное рейтинговое агентство Standard & Poor's. "Отчасти в результате этого экономики стран СНГ сохраняют узкую базу и, таким образом, особенно уязвимы для внешних шоков", - говорится в докладе S&P.

S&P следит за экономиками России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана, а также Грузии, вышедшей из СНГ после войны с Россией в августе 2008 г. "Только у Грузии есть динамичный ненефтяной сектор, который, как мы ожидаем, продолжит обеспечивать сильный рост в среднесрочной перспективе", - говорится в докладе S&P.

При этом среди экспортеров углеводородного сырья в СНГ только у Казахстана есть перспективы значительного увеличения добычи. "Мы не ожидаем, что цены на нефть вырастут по сравнению с уровнем 2012 г., иначе это оказало бы стимулирующий эффект на экономики России и Азербайджана", - считают аналитики S&P.

Агентство также отмечает высокую энергоемкость экономик стран СНГ, доставшуюся им в наследство от Советского Союза. "Для импортеров углеводородов высокое потребление является дополнительным бременем для текущего счета и бюджета. Для экспортеров углеводородов присутствует значительная стоимость потребления, а не экспорта, собственных углеводородных ресурсов", - говорится в докладе.

"Импортеры углеводородов испытывают бюджетные и финансовые трудности, отчасти в результате высоких цен на нефть и газ. Экспортеры нефти, в частности Россия и Азербайджан, ограничены стабильными ценами на нефть и стагнирующей добычей сырья", - пишет S&P.

Экспансионистская бюджетная политика в России, Казахстане и Азербайджане, проводившаяся в последние годы, ограничила возможности для увеличения расходов без сползания этих стран в дефицит бюджетов, считает рейтинговое агентство. "Все три страны являются чистыми кредиторами и могут задействовать свои резервные фонды. Однако в случае России оба ее резервных фонда сократились, и мы ожидаем, что она превратится в чистого должника в 2014 г. Бюджетные показатели Азербайджана должны ухудшиться в 2013 г., и мы предсказываем, что в течение ближайшего десятилетия он впервые получит дефицит консолидированного бюджета", - пишет S&P.

По мнению S&P, рост экономик региона будет ограничен без структурных реформ, которые могли бы его поддержать. "Например, власти России изучают возможности стимулирования экономики. Однако, на наш взгляд, многие реформы, необходимые для поддержки будущего роста в России, остаются нетронутыми. Эти реформы включают улучшение делового и инвестиционного климата, улучшение производственной и транспортной инфраструктуры и сокращение всеобъемлющей роли государства в экономике", - пишет S&P.