Улюкаев: Главный риск для экономики - невнедрение новой модели экономического развития

undefined

Самым принципиальный риском для темпов роста российской экономики руководитель Минэкономразвития Алексей Улюкаев считает риск не внедрить новую модель развития экономики. Об этом он сказал на инвестфоруме в Сочи. По словам министра, новая модель "должна прийти на смену той модели, которая работала прежде и которая справлялась с задачей на стадии восстановительного роста после кризисов 1998 и 2008 гг., но которая захлебывается сейчас, потому что основывается на постоянном росте спроса". "Мы должны перейти от экономики роста спроса к экономике предложения", - подчеркнул он.

Среди внешних рисков Улюкаев упомянул "риск того, что не будут выходить из рецессии страны Европы, ухудшится ситуация со странами Азии, что означает риск снижения конъюнктуры экспортных товаров, ограничения внешнего спроса со всеми вытекающими последствиями для бюджета и экономического роста". "Мы этот риск тестируем посредством того, что у нас есть дополнительные бюджетные сценарии, которые учитывают эту ситуацию", - отметил министр.

Расчет МЭР на выход из нынешней тяжелой ситуации и переход к "может, не очень высоким, но стабильным темпам роста от 3% в 2014 г. до 3,3% в 2016 г. во многом увязан с внутренним спросом", сказал руководитель ведомства. "А внутренний спрос - это издержки, это инвестиции, это поведения домашних хозяйств. Мы видим, что, возможно, потребительское кредитование будет сокращаться в ближайшие периоды, а это риск по розничному товарообороту. Возможен риск по объемам кредитования для бизнеса, есть риск по реализации инвестиционных программ естественных монополий", - перечислил он. По его словам, в министерстве над этим работают, это учтено и в прогнозе, и в плане работы правительства.

Все остальное, по словам министра, во многом связано с издержками.

По подсчетам аналитиков, из каждого рубля увеличения объема спроса на рост физических объемов российских товаров и услуг приходится 23-24 коп., чуть большая сумма идет на прирост импорта, а почти 50 коп. - это рост цен, потребительская инфляция и рост издержек, сказал Улюкаев. "И здесь мы ставим цель нового качества управления издержками для отдельных предприятий и экономики в целом", - цитирует "Интерфакс". Предложения по замораживанию тарифов в 2014 г. и последующем переходе к контрциклическому механизму тарифообразования, когда рост тарифов будет зависеть от темпов экономического роста, Улюкаев назвал первым шагом в этом направлении.

Комментируя недавнее заявление экс-министра финансов Алексея Кудрина о том, что нулевые темпы роста экономики и отрицательные инвестиции могут перерасти в кризис, Улюкаев сказал, что Россия не на пороге кризиса, а в стагнации. "И с моей точки зрения, это хуже. Потому что кризис - это ситуация, в которую входишь и из которой выходишь. А стагнация - это ситуация с трудно предсказуемыми последствиями", - цитирует его "Прайм".