ЦБ России снизил прогноз роста экономики, видит стимулы в инвестициях

undefined

Российский Центробанк ждет, что экономика в этом году прибавит лишь 0,5%, и это слишком низкие темпы для России, которой необходим мощный поток инвестиций для долгосрочного устойчивого роста выше 2%, сказала председатель Банка России Эльвира Набиуллина в интервью Reuters.

ЦБ с марта дважды ухудшил прогноз увеличения российской экономики, которая пока держится на плаву благодаря последствиям ослабления рубля, повышающего доходность экспорта и подогревающего потребительский спрос. "Мы сейчас проводим переоценку прогноза на текущий год. Предыдущая оценка была около 0,9%, предварительная новая - около 0,5%, - сказала Набиуллина. - При этом считаю любые споры на тему прогнозов экономического роста на этот год схоластическими: нет особой разницы - ноль, или 0,2%, или 0,5% (роста ВВП). Это в любом случае слишком низкие для нашей страны темпы роста".

"Текущие рабочие оценки темпов роста экономики на 2015-2016 гг. - в диапазоне от 1,5 до 2%. Чтобы получить большие (более высокие) темпы роста, нужен перелом в динамике инвестиций и структурные меры", - сказала Набиуллина в кулуарах экономического форума в Санкт-Петербурге.

В феврале прогноз ЦБ роста ВВП на 2015-2016 гг. был снижен до 1,7-2% с предыдущих 2,5-3%. Минэкономразвития также ждет роста экономики в этом году на 0,5%.

По словам Набиуллиной, данные за апрель свидетельствуют о некоторой экономической стабилизации по сравнению с мартом, и до окончания II квартала и получения статистических данных о состоянии экономики говорить о технической рецессии пока рано. "С одной стороны, геополитическая ситуация усилила замедление роста российской экономики, но с другой, она заставляет мобилизоваться и быстрее проводить те структурные преобразования, которые необходимы", - считает Набиуллина.

Подспорьем экономике в краткосрочной перспективе послужит чистый экспорт и потребительский спрос, который подстегивает девальвация рубля и инфляционные ожидания, говорит Набиуллина. "Эти два фактора в краткосрочной перспективе поддерживают экономику, но если говорить о долгосрочной перспективе роста, то нужно запустить более масштабный механизм инвестиций", - говорит она.

"Сейчас динамика инвестиций - даже более важный показатель, чем текущие темпы роста экономики. Если добьемся перелома и получим устойчивые темпы увеличения инвестиций, то это станет основой долгосрочного экономического роста".

Ослабление рубля, который за полгода с конца октября 2013 г. до начала мая 2014 г. потерял порядка 13% к доллару США и евро, стало основной причиной ускорения инфляции и оттока капитала из России.

Российско-украинский конфликт обернулся для России более жесткой денежно-кредитной политикой ЦБ, дважды за неполные два месяца повысившего ключевую ставку в надежде обуздать всплеск инфляции из-за геополитических рисков. "Мы подняли ключевую ставку, потому что произошли непредвиденные события, которые усилили ослабление рубля и повысили инфляционные ожидания. Предварительная оценка вклада ослабления рубля, наблюдавшегося в конце прошлого и начале этого года, в инфляцию составляет примерно 0,6-0,7 п. п. при годовом темпе инфляции 7,49% по состоянию на 19 мая", - сказала Набиуллина.

По ее словам, инфляция должна снизиться под влиянием более низких темпов индексации тарифов на услуги естественных монополий, хорошего урожая и стабилизации на валютном рынке. "На инфляцию в 4% мы намерены выйти к концу 2016 г.", - сказала Набиуллина.

Снижать ставки ЦБ готов только, если будет уверен в приближении инфляции к этому уровню.

Влияние санкций Запада, который не признал присоединения Крыма, Набиуллина видит в реакции населения и бизнеса, переводившего сбережения в валюту, что повысило инфляционные риски, и в ограничении доступа на внешние рынки заимствований. "В апреле кредиты нефинансовым организациям выросли за месяц на 2%, или до 18% в годовом выражении. Это достаточно высокий уровень по сравнению с 12,7% в 2013 г. Часть этого прироста связана с замещением внешних займов", - говорит она.