Улюкаев о федеральном бюджете: это абсолютный дисбаланс

undefined

Федеральный бюджет нельзя назвать сбалансированным, когда расходы на экономику, образование, здравоохранение и культуру в три раза меньше, чем расходы на оборону, безопасность и трансферты Пенсионному фонду. Такое мнение министр экономического развития России Алексей Улюкаев высказал, выступая на деловом завтраке Сбербанка "Сбалансированность бюджета или ускорение роста: время выбирать?" в рамках инвестиционного форума "Сочи-2014".

"Мне кажется, нельзя говорить, сбалансированный бюджет или экономический рост. Может быть, другой баланс бюджета. Сбалансированный бюджет, который сводится без дефицита, но в котором доля расходов на экономику, образование, здравоохранение и культуру в 3 раза меньше, чем расходы на оборону, безопасность и трансферты Пенсионному фонду, - я не могу назвать такой бюджет сбалансированным. Это абсолютный дисбаланс. Дисбаланс между задачами развития страны, нации, каждого отдельного человека и ресурсным их обеспечением. И это состояние все больше ухудшается", - сказал министр.

По словам Улюкаева, проблема не в том, "что у нас много или мало расходов, а в том, что эти расходы некачественные - это непроизводительные расходы".

Министр заметил, что "мы живем, как будто в пьесе 50-х гг. - когда роли расписаны, и есть новаторы, и есть консерваторы". "Вот министру экономического развития положено быть новатором, он должен говорить, что нужно отменить или изменить бюджетное правило, увеличить расходы, стимулировать экономику. А вот министру финансов положено быть консерватором, ему нужно говорить, что этого делать не нужно ни в коем случае, потому что у нас впереди риски, а мы перед этими рисками будем слабыми и беззащитными. На самом деле, это плохая, дурная пьеса. Мы знаем, что соцреализм в области драматургии много чего не дал. И нам нужно уходить от этих стандартов и клише", - считает Улюкаев.

Он подчеркнул, что "проблема очень реальная и острая - у нас выбор не между хорошей и нехорошей политикой, а между плохой и очень плохой". "У нас вопрос выживания на самом деле, серьезного экономического выживания. У нас, с моей точки зрения, два плохих тренда. Один тренд - это такая инвестиционная ловушка: ниже темпы экономического роста - ниже готовность бизнеса инвестировать, ниже инвестиции, а ниже инвестиции - ниже темпы экономического роста, и так по спирали. Вторая ловушка - это плохое соотношение между курсом и инфляцией - ухудшение баланса по частному капиталу давит на курс, курс ослабляется, эффект переноса вызывает увеличение инфляции, увеличение инфляции вызывает меры Центрального банка по ужесточению монетарной политики, это угнетает экономику. Вот эти плохие циклы загоняют нас в ситуацию, когда маневр становится все более сложным", - сказал министр.

Улюкаев напомнил, что когда готовилась программа развития до 2020 г., "мы говорили о бюджетном маневре - плюс три, минус три, говорили о том, что нужно на 3% ВВП увеличить долю производительных расходов бюджета, и мы получили это плюс три, минус три, только в обратную сторону - мы увеличили непроизводительные расходы и сократили производительные".

"Безусловно, мы должны проводить жесткую бюджетную политику, но это должна быть разумная жесткость, в которой ни в коем случае не должны страдать производительные расходы и инвестиции в человеческий капитал, а вот к непроизводительным расходам нужно было бы относиться построже", - высказал мнение Улюкаев. "С другой стороны, безусловно, у нас есть определенный ресурс и в области стимулирования экономики, но это не фетиш. Когда мы спорили с моими коллегами по бюджетному правилу, я всегда говорил, что это 16-я проблема, а первые 15 гораздо важнее. Нужно умеренное фискальное стимулирование? Да, нужно. С моей точки зрения, это поддерживается многими экспертами", - отметил министр.

"Мы сейчас находимся в состоянии одновременного наложения трех кризисов: это структурный кризис, это геополитический кризис и это снижающаяся стадия обычного делового цикла. Поэтому умеренное фискальное стимулирование нужно, умеренное монетарное стимулирование нужно. Все согласны с тем, что есть отрицательный разрыв выпуска, то есть фактическое производство растет меньше, чем его потенциал. При этом нужно понимать, что есть и реальные ограничители для фискального и монетарного стимулирования, потому что избыточное стимулирование приводит к тому, что не растут на самом деле национальные активы, а растут "пузыри" активов, увеличивается инфляция, разрастаются риски. Поэтому здесь нужно быть очень аккуратными, умеренными и ориентироваться не просто на бюджетное стимулирование, а на расшивку тех узких мест, которые есть в экономике, - решение определенных инфраструктурных проблем по транспорту, энергетике, коммуникациям и так далее", - заключил министр.