«Данные стоят столько, сколько вы научились на них зарабатывать»


Когда лет 10 назад наступила эра data science и началась работа с big data, многие пророчили, что классическая аналитика уйдет и человека заменит машина. Сейчас есть две новости. Первая новость плохая: мы были вынуждены похоронить множество своих наработок, потому что стандартный линейный тренд больше не работает. Вторая новость хорошая: люди по-прежнему в цене и мы не останемся без работы.

Фокус на бизнес-процессы

Физически можно собрать терабайты данных, не умея получать от них эффекта. Но данные стоят столько, сколько вы научились на них зарабатывать. Диджитал ради диджитал не наша цель. Мы идем в оптимизацию бизнес-процессов, настраивая их. Начинает цениться комплексная аналитика. Пришло время, когда нужно внедрять систему автоматизированного принятия решений. Эта задача срочная, потому что скорость принятия решений сегодня – это дорогой актив.

Рост в 1,5 раза каждый год

У «Всеинструменты.ру» более 550 офлайн-магазинов, магазинов-складов, а также свыше 1 млн SKU, представленных на сайте. Бизнес в среднем растет по 50% в год, в ближайшие пять лет планируется сохранять темпы. Прежде всего работать над тем, чтобы предоставлять клиенту лучшие цены на лучшие товары. Будем пересматривать продуктовую корзину и сейчас активно ищем новых поставщиков, чтобы расширять ассортимент.

IT-специалисты уже инициируют изменения бизнес-процессов, помогая внедрять системы, простые и удобные для работы. Чем более сложные решения мы применяем внутри компании, тем тяжелее она реагирует на внешние кризисные ситуации. Поэтому требуется максимальное упрощение бизнес-процессов с сохранением их эффективности.

При чем здесь данные? Данные, которые мы собираем, – единственный объективный показатель качества бизнес-процесса. Вещь, которая сама по себе ничего не стоит, но лежит в основе нашей работы. Все остальное – это косвенные вещи, которые несут субъективный оттенок.

Внутренние разработки как новый тренд

Оптимизация внутренних бизнес-процессов особенно актуальна сейчас, когда изменились транспортные цепочки, конъюнктура, стоимость продукции и т. д. Важной задачей является сохранение стабильности в нынешней ситуации. И в первую очередь – стабильного роста не просто за счет технологий, а за счет замены западных технологий, которые мы до сих пор использовали. Еще остающиеся у нас лицензии либо закончатся, либо могут быть отключены [правообладателями].

ООО «Всеинструменты.ру»

Онлайн-гипермаркет
Совладельцы (данные компании на 31 декабря 2021 г.): Haverburg Enterprises Limited (100%, бенефициары – Виктор Кузнецов и Александр Гольцов).
Финансовые показатели (РСБУ, первое полугодие 2022 г.):
выручка – 38,5 млрд руб., чистая прибыль – 553,4 млн руб.
Компания образована в 2006 г. Занимается продажей инструментов и оборудования для дома, дачи, строительства и ремонта. Имеет 600 магазинов и пунктов выдачи в 232 городах России, 15 складов общей площадью 226 480 кв. м. На сайте гипермаркета представлено более 1 млн наименований более чем от 12 000 брендов. По данным Similarweb на август 2022 г., занимает 6-е место среди мировых сайтов в категории Home and Garden. В 2021 г. занимала 10-е место в рейтинге «Топ-100 крупнейших интернет-магазинов России» по версии Data Insight.

Замена технологий, которые мы сегодня используем, на решения open sourсe – не прорывная, но обязательная, монотонная работа. Что позволит нам прийти затем и к прорыву.

Мы уходим от схемы, когда мы брали западное коробочное решение и говорили: «Классно! Оно содержит опыт работы, содержит базовые бизнес-процессы. Мы воспользуемся им и получим конкурентное преимущество». Теперь компания может получить преимущество благодаря внутренним разработкам, которые сегодня не присутствуют на российском рынке. Хотя, разумеется, до появления крупных игроков, специализирующихся в определенных направлениях и системах.

С учетом того что весь мир уже знает, что такое микросервисная архитектура, многие компании стали самодостаточными в этом плане и могут архитектурой управлять сами. Внутренние разработки получили сейчас вторую жизнь и стали трендом, который будет развиваться у крупных ритейлеров, способных себе это позволить.

По материалам отраслевого проекта – конференции «Ритейл в кредит», проведенной газетой «Ведомости» 14 сентября 2022 г. в Москве.