Портрет идеальной фермы


Молоко – продукт особый. Это первая еда, которую мы получаем, когда рождаемся, а потом сопровождает нас всю жизнь. Основная производственная линейка Danone – свежая молочная продукция. Стержень, вокруг которого все строится, – качество, которым Danone, будучи публичной и ответственной компанией, не поступается никогда ни при каких обстоятельствах. Но появляются новые тенденции и, соответственно, новые задачи. И всегда существует региональная специфика.

В России Danone закупает примерно 1,2 млн т молока по всей стране – от Петербурга до Красноярска, от Москвы до Краснодара. Это примерно 200 сельхозпредприятий, 190 000 коров. Далеко не новый мировой тренд – покупать у локальных производителей. Но у нас в разных регионах разная доступность молока, его производство по периодам года неравномерно. Также в последнее время молоко (и не только) очень подорожало – то, что сейчас происходит с ценами, я бы назвал безумием.

Меняется потребитель. Переходит в покупательский возраст новое поколение, которому не безразлично, какова природа продуктов, в каких условиях они производятся, каким образом производство повлияло на экосистему вокруг. Если продукт действительно произведен ответственно и мы таким образом сохраняем природные ресурсы для будущих поколений, очень важно использовать эту информацию в коммуникации с потребителем.

Решая эти разноплановые задачи, мы в компании пришли к подходу, который называем «регенеративное сельское хозяйство. Он включает семь основных элементов, которым соответствует модель идеальной фермы. По этим направлениям мы работаем с поставщиками.

Экономика плюс качество. Это первая важная составляющая. Здесь очень важно, чтобы фермы, наши поставщики, были прибыльными. В количественных показателях это означает, по нашей оценке, получать от 8000 до 10 000 кг молока на корову в год, а также иметь хорошую конверсию корма (отношение количества затраченного корма к единице полученной продукции. – «Ведомости»). Продуктивность у наших поставщиков разная – от 6000 до 12 000 кг в год на корову, в среднем получается около 8000 кг. Мы работаем вместе с поставщиками над повышением надоев, что позволяет фермам улучшать экономику.

АО «Данон Россия»


Производитель продуктов питания.

Акционеры (данные компании на 31 декабря 2020 г.): дочерняя компания Danone – Dairy JV (CIS) Holdings (Cyprus) Limited (99,99%).
Финансовые показатели (РСБУ, 2020 г.): выручка – 87,97 млрд руб., чистая прибыль – 8,6 млрд руб. Занимается производством и продажей молочной продукции и детского питания. Входит в группу компаний Danone в России.
Компания Danone пришла на российский рынок в 1992 г. В конце 2010 г. произошло объединение молочного бизнеса Danone с компанией «Юнимилк». Компания производит продукцию под брендами «Простоквашино», «Активиа», Actimel, «Растишка», «Тёма», «Даниссимо», Danone, «Биобаланс», «Актуаль», «Петмол», «Малютка» и др.

Персонал. Российские предприятия – производители молока обычно большие: много людей и 3–4 уровня управления. Необходимо, чтобы люди работали в комфортных условиях и получали достойную заработную плату. Нужно добиться, чтобы текучесть кадров была низкая. С этим есть вопросы – на разных фермах положение неодинаковое. В сельском хозяйстве уже наблюдается кадровый кризис. А поскольку сейчас [из-за пандемии] он есть во всех отраслях, конкуренция за людей обострилась. У Danone есть собственная ферма «Вербиловское» в Липецкой области. И мы там тоже конкурируем с конфетной фабрикой по соседству за то, чтобы люди у нас работали.

Благополучие. Тема очень обширная, но, если упростить, можно выделить две важные части. Первая – фермы должны правильно эксплуатировать животных: здоровые животные дают максимум эффективности. Вторая часть – гуманное отношение к животным. Я считаю, что мы должны уважать коров. Когда мы делаем ветоперации, нельзя допускать, чтобы животные страдали. Нужно использовать качественные разрешенные препараты. Не делать их инвалидами: есть такая практика – удалять у коров хвосты, и я призываю прекратить ее применение. Заботиться, чтобы животные не испытывали стресса. Например, этим летом было очень жарко. Коровы плохо переносят тепловой стресс, а чувствовать его начинают при относительно невысоких температурах – достаточно +23 градусов в коровнике. То есть надо непременно ставить вентиляцию.

Почва. Здесь тоже можно сосредоточиться на двух показателях: это PH почвы и гумус [органическое вещество почвы]. Гумус – основной параметр плодородия. Очень важно работать над тем, чтобы почва как актив была постоянно в хорошем состоянии. Если этого не делать, то пройдет время – 20, 30, 40 лет – и почва в зависимости ее механического состава превратится либо в песок, либо в пыль. Но чтобы снова сделать ее плодородной, понадобятся те же самые несколько десятилетий. Только будет ли тогда это время у нас или наших потомков?

Я уже упомянул про жару нынешним летом. В этом году мы отчетливо увидели, что те участки земли, где мы работаем с PH почвы, лучше перенесли стресс и ответили более высокой урожайностью, более высоким качеством кормов. Почему, опять же, такие высокие цены на все? Да, пандемия, но и неурожай в том числе. Это влечет затраты, значит, растет себестоимость, а дальше это автоматически сказывается на ценах в розничных магазинах.

Вода. Очень важный актив. В России мы не так сильно это ощущаем, считается, что воды много. Но ситуация неоднозначная: страна большая, ситуация в разных регионах различная. У нас эти проблемы тоже будут. Когда мы говорим про воду, это касается и потребления воды (которой в сельском хозяйстве требуется много), и ее качества, поскольку АПК – потенциальный загрязнитель (удобрения, средства защиты растений, навоз от животных и т. д.). Хорошая ферма подходит ко всему этому ответственно, но, к сожалению, фермы бывают разные.

Биоразнообразие. В фермерских угодьях идет активная биологическая жизнь: представители флоры и фауны – разнообразные растения, насекомые, мелкие животные. Ее нужно оберегать и снижать риски повреждения и вообще негативного воздействия. Правильно оставлять часть земель, которые находятся в обороте у хозяйства, в естественном состоянии (общая рекомендация – до 10%), а также грамотно применять средства защиты растений.

Углеродный след. Производство на молочной ферме, как и любое другое, оставляет углеродный след. В целом же, как известно, на сельское хозяйство приходится 20% эмиссии парниковых газов. Чтобы снизить эмиссию, необходимо, во-первых, повышать эффективность: производить больше молока, используя как можно меньше материалов. Во-вторых, опять-таки речь об эксплуатации земель: вспахивать и засевать минимально необходимые площади, использовать покровные культуры. Тогда есть возможность удерживать больше углерода, который в составе газов не будет попадать в атмосферу.

Что Danone предпринимает в этой связи в работе с поставщиками и вместе с поставщиками?

Делаем большое количество аудитов: по качеству молока, по безопасности молока, по благополучию животных, технологические элементы. Начинаем проводить аудиты по почвам, биоразнообразию и воде. Это очень важно, так как позволяет понять, какие есть проблемы, куда двигаться, какого рода экспертиза нам нужна, и в итоге составлять план действий с поставщиком.

В плане экспертизы очень плотно работаем со множеством партнеров – от животноводства до растениеводства » в зависимости от потребностей и поставленных задач. На нашей ферме «Вербиловское» есть лаборатория, где мы изучаем процесс производства молока, апробируем различные технологии. «Вербиловское» – то место, где стажируются и обучаются наши поставщики.

Своих поставщиков в России Danone обучает уже около 10 лет. Есть проект «Молочная бизнес-академия», в котором традиционно действует около 10 тренингов, каждый год запускаем новые тренинги в зависимости от текущих задач. В этом году мы запустили тренинг «Ответственное использование антибиотиков на молочной ферме». Тема резистентности к антибиотикам в животноводстве очень актуальная и связана не только со здоровьем животных, но и со здоровьем людей, употребляющих мясо в пищу.

Мы также используем механизм стимулирования поставщиков. Один инструмент – премирование, мы премируем поставщиков за качество поставляемой продукции. Можно идти дальше: допустим, наши коллеги в Европе платят еще премию за благополучие и за снижение углеродного следа. Мы пока не готовы. Мы скорее сосредоточены на второй части, которая касается экономической эффективности: в частности, совместно с поставщиками делаем проекты, направленные на снижение себестоимости.

Еще об одном элементе воздействия, который я называю социальным давлением. Когда фермер видит, что его сосед говорит: «Нужно меняться» и меняется, [ассоциация] «Союзмолоко» говорит, что нужно меняться, различные компании, смежные с аграрным сектором, говорят то же, это социальное давление. Я убежден, что социальное давление должно быть агрессивным. Мы помогаем своим поставщикам меняться. С теми, кто этого делать не хочет, мы расстаемся, когда заканчивается контракт. Но в целом мы смотрим на ситуацию очень позитивно. Нам необходимо искать соратников, партнеров, для того чтобы вместе решать поставленные задачи и принимать практичные решения, основываясь на составляющих регенеративного сельского хозяйства.

Текст подготовлен по материалам VI ежегодного Аграрного форума России, проведенного газетой «Ведомости» 17 ноября 2021 г. в Москве.