Как соответствовать стандартам

И почему российским промышленникам нужно спешно осваивать правила ESG-экономики
Вартан Айрапетян / Ведомости

Участники стратегической сессии конференции «Ведомостей» обсудили проблему адаптации российских компаний к низкоуглеродной экономике и целям устойчивого развития с фокусом на экологию

/Вартан Айрапетян / Ведомости

Роман Панов, первый вице-президент Газпромбанка, модератор: На нашей сессии речь пойдет о синхронизации подходов государства и условиях, которые оно создает для бизнеса с точки зрения адаптации российского бизнеса к новым регуляторным требованиям. Два основных элемента, которые, мне кажется, определяют повестку этого диалога, связанного с энергопереходом и т. д. Сейчас 70% генерации в мире – это углеродная генерация, и на ближайшие 50 лет такая тенденция видится основной. Так ли это или нет, обсудим сегодня. Второй элемент – создание системы торговли квотами. Готовы ли системы биржевой торговли в России к такому подходу, как мы будем относиться к возможности использования небиржевых инструментов? Ключевой документ здесь – принятый в июле 296-ФЗ («Об ограничении выбросов парниковых газов» от 2 июля 2021 г. – «Ведомости»), и Минэкономразвития разрабатывает к нему пакет нормативных актов. Закон определяет в том числе необходимость выбора регулятора в этой среде. Эти вопросы я бы хотел адресовать Александру Киревнину, представляющему министерство.

/Вартан Айрапетян / Ведомости

Александр Киревнин, врио директора департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития: У нас достаточно большое количество треков, которые мы одновременно прорабатываем. Относительно биржевой торговли я бы больше остановился на тех результатах, которых мы в 2021 г. достигли. Переход на низкоуглеродное развитие действительно очень трудоемкий процесс. Помимо того что необходимо организовать торговлю углеродными единицами, нужно реализовать проекты, которые позволят снижать эмиссию [парниковых газов], снижать экологическую нагрузку. За девять месяцев начиная с декабря прошлого года удалось построить единую систему финансирования таких проектов – зеленого финансирования. Председатель правительства [Михаил Мишустин] 21 сентября подписал постановление (в постановлении № 1587 правительства РФ установлены критерии отбора зеленых, а также адаптационных (переходных) проектов, которые могут привлечь льготное финансирование через специальные облигации или займы. – «Ведомости»). Это базис, необходимый для реализации большей части экологической повестки Российской Федерации, что невозможно сделать без привлечения капитала. Важно еще понимать, что речь идет не только о российском капитале, обязательно нужно обеспечить российским компаниям доступ к международному капиталу. (В сообщении на сайте правительства говорится, что зеленые проекты должны соответствовать целям международных документов в области климата и устойчивого развития, эти требования не предъявляются лишь к адаптационным проектам. – «Ведомости».)

Пока мы разрабатывали эту систему с критериями и требованиями к верификации, рынок зеленого финансирования на Московской бирже вырос в 5 раз. И даже если не брать продвинутый московский рынок, все равно рост более чем в 2 раза. То есть при наличии, с одной стороны, международных стандартов, а с другой – понимания, что Минэкономразвития совместно с ВЭБ.РФ разрабатывает российскую таксономию, возможности привлечения капитала возросли.

Разработав правила [для зеленого финансирования], мы на данном этапе защищаем сектор от гринвошинга, но еще не заложили мер поддержки. Пока есть только меры по линии Минпромторга на компенсацию части купонного дохода [по облигациям], более активно они заработают со следующего года. Но в целом механизм уже показывает себя достаточно привлекательным для инвесторов, поэтому не требует сейчас дополнительного стимулирования. Хотя мы проговаривали с коллегами из ЦБ возможность снизить вес рисков для тех компаний, которые уже оценивают свой инвестиционный портфель с точки зрения вклада в цели устойчивого развития, четко могут выделить зеленые и социальные проекты (на повестке у нас вслед за зелеными социальные облигации), заранее предъявить свои риски.

Роман Панов: Понятна ли уже форма отчетности, которую будут предоставлять компании в соответствии с требованиями федерального закона, и определен ли регулятор, который будет эту сферу контролировать с точки зрения оценки воздействия [на окружающую среду]? И как следствие, следующий вопрос: где тот эталон, бенчмарк, которому компания должна следовать, чтобы понимать соответствие требованиям?

Александр Киревнин: Здесь нет, на мой взгляд, эталона. Задача, во-первых, до 2024 г. и после отслеживать свою эмиссию [парниковых газов]. То есть для начала задача построить саму систему контроля эмиссии на уровне понимания и прогнозирования. Нормативная база для этого находится сейчас в разработке, там более 10 нормативно-правовых актов. Процесс идет не просто потому, что важно иметь возможность единообразно подсчитывать и определять соответствие требованиям, но важно и не «взрывать» бизнес с точки зрения отчетности.

Роман Панов: А регулятор определен?

Александр Киревнин: Я сейчас не готов ответить.

Роман Панов: Да, очень важно, чтобы вся эта система отчетности не свалилась на нас снежным комом, чтобы мы проблемы решали поэтапно. Собственно, и федеральный закон предполагает поэтапное внедрение. На сегодняшний момент существует рабочая группа под эгидой Центробанка в части подходов в рамках углеродного регулирования. Отсюда будет два вопроса. Первый. Видит ли Центробанк возможность изменения требований к тем клиентам банков, которые реализуют проекты экологической направленности? Я имею в виду, могут ли быть более комфортные условия в части нормативов для финансирования таких клиентов? И второй вопрос, связанный с рынком торговли углеродными квотами. Возможен ли такой подход, когда торговля квотами может происходить как на бирже, так и вне ее?

/Вартан Айрапетян / Ведомости

Андрей Якушин, начальник управления развития корпоративных отношений департамента корпоративных отношений Банка России: Сейчас ситуация складывается следующим образом в финансовом секторе. Банки, которые предоставляют кредитные средства компаниям и хотят финансировать углеродные проекты экологической направленности, вправе требовать от компаний соответствия тем или иным условиям такого кредитования. Рынок достаточно серьезно развивается в этом направлении. Мы встречались с рядом крупнейших российских банков, и многие из них уже имеют соответствующие программы зеленого кредитования. И условия кредитования устанавливаются в зависимости от того, является проект, который компании хотят развивать, зеленым или нет.

Что касается общих нормативов и пруденциальных требований к финансовым организациям. Такая проблематика сейчас обсуждается во всем мире. Для того чтобы предлагать какие-либо стимулы, преференции или, наоборот, вводить ограничительные, предупредительные меры, необходимо уметь четко оценить риски, связанные с зелеными финансовыми инструментами, в количественном выражении. Пока, к сожалению, общая методика количественной оценки таких рисков в международном сообществе и Банке России до конца не отработана. Это связано с реальными причинами. Первое – мы не можем опираться на исторические данные в этом отношении. Потому что фактически эта область знаний начала развиваться относительно недавно. Второе – для количественной оценки рисков, связанных с экологической проблематикой, необходимо опираться на сопоставимые и надежные данные. Пока ни в Российской Федерации, ни в мире не пришли к единому стандарту раскрытия информации об учете ESG-факторов и устойчивом развитии, который бы позволил собирать ESG-данные таким образом, чтобы они были сопоставимы между различными компаниями. Сейчас разрабатывается единый подход к раскрытию нефинансовой информации. Правда, ее не совсем правильно называть нефинансовой, потому что все эти ESG-факторы могут в конечном счете трансформироваться в финансовые показатели. Отсюда наметилась тенденция, чтобы называть информацию, которая ранее называлась нефинансовой, информацией об учете ESG-факторов и вопросов устойчивого развития. В ближайшем будущем пока мы не рассматриваем внесение изменений, связанных с ESG, в пруденциальную регуляторику Банка России. Но возможно, что в дальнейшем, после накопления знаний и формирования подходов к адекватной оценке рисков, такие изменения могут произойти. И еще раз подчеркну: во всем мире, и в рамках Базеля [Базельского комитета по банковскому надзору], и NGFS (Central Banks and Supervisors Network for Greening the Financial System, Сообщество центральных банков и надзорных органов по повышению экологичности финансовой системы. – «Ведомости»), осуществляется такая работа, мы тоже принимаем участие в этом и внимательно следим за развитием ситуации в этой области.

Что касается торговли углеродными единицами. С нашей точки зрения, это очень важное направление. Закон об ограничении выбросов парникового газа, который был принят недавно, вводит понятие климатического проекта и углеродной единицы и фактически создает правовую возможность для организации процесса [торговли]. Но, конечно, решение проблемы кроется в деталях. Как уже было сказано, необходимо принять порядка 15 нормативно-правовых актов в развитие этого закона. В том числе предусматривающих требования к раскрытию информации о выбросах парникового газа, о климатических проектах и также об операторе климатических проектов, который, собственно, должен регистрировать и вести реестр таких проектов и углеродных единиц. Банк России прорабатывает возможные подходы по организации такой торговли. В зарубежных системах торговли предусмотрены квоты на выброс парниковых газов. Наш федеральный закон 296-ФЗ [«Об ограничении выбросов парниковых газов»] не предусматривает пока введения каких-либо квот. Для нас важно, чтобы система торговли углеродными единицами, которая будет создаваться и формироваться в Российской Федерации, была гармонизирована с международными системами. Это также создаст дополнительные стимулы не только для того, чтобы выпускать углеродные единицы и реализовывать, соответственно, климатические проекты в России за счет внутреннего спроса, но и для того, что такими углеродными единицами можно будет свободно торговать и в иных торговых системах. Работа сложная, работа многогранная, и в конечном итоге тут важно не только участие Банка России, но и других заинтересованных ведомств.

Роман Панов: И дальше в любом случае будет совершенствование законодательства. Я бы хотел задать вопрос представителю Внешэкономбанка (ВЭБ) Андрею Байде. ВЭБ на сегодняшний момент определен как методологический центр в рамках верификации стандартов ESG в Российской Федерации, поэтому здесь два вопроса. Первый. В своей стратегии ВЭБ как институт развития, как ключевая государственная корпорация, которая задает тренд в финансировании, определяет ли количественные критерии, подразумевает ли увеличение количества таких проектов?

/Вартан Айрапетян / Ведомости

Андрей Байда, вице-президент по устойчивому развитию ВЭБ.РФ: Мы, если чуть точнее, определены как методологический центр по финансированию проектов устойчивого развития. Это больше относится к финансовой части, нежели к части, связанной с углеродными единицами, хотя мы там в экспертном качестве тоже стараемся принимать участие. Поэтому я буду здесь выступать в двух ипостасях: как представитель национального методолога и как представитель банка развития, который финансирует те или иные проекты. Критерии, какой проект считать зеленым, а какой – адаптационным, уже заданы в упомянутом постановлении правительства. Там они перечислены в двух таксономиях с подробной инструкцией о том, как такого рода инструменты выпускать.

«ВЭБ.РФ»

Государственная корпорация развития
Учредитель – правительство РФ.
Финансовые показатели (МСФО, первое полугодие 2021 г.): активы – 3,6 трлн руб., капитал – 743,2 млрд руб., чистая прибыль – 30,8 млрд руб.
Создана в 2007 г. как национальный банк развития «Внешэкономбанк», с 2018 г. – государственная корпорация «ВЭБ.РФ». Занимается финансированием промышленных и инфраструктурных проектов. Размер кредитного портфеля корпорации на 30 июня 2021 г. – 1,29 трлн руб.

Мы также являемся органом, который ведет реестр верификаторов, т. е. независимых юрлиц, которые определяют, подтверждают, зеленый инструмент или нет. Мы только что открыли набор заявок на допуск юрлиц к этой системе.

Теперь о стратегии ВЭБа. Этим летом мы запустили ESG-трансформацию нашей организации в очень интересном ключе. Мы в ВЭБе не очень любим алармистские посылы, мы больше пытаемся найти возможности в глобальном энергетическом переходе, в декарбонизации, и отрадно понимать, что мы в данном случае находимся на одной «странице» с правительством и президентом. Потому что, по последним заявлениям президента России, по последним заявлениям [первого вице-премьера] Андрея Рэмовича Белоусова, мы постараемся извлечь возможности из декарбонизации. Мы видим, что даже 10% от подлежащего сокращению объема выбросов CO2, чтобы прийти к углеродной нейтральности к 2060 г., уже сейчас экономически целесообразно: т. е. при нулевой цене на углерод эти проекты можно делать, они отбиваются за срок от трех до семи лет. Очень большая часть этих проектов относится к ЖКХ, к повышению энергоэффективности, теплоэффективности, что является давним предметом ведения коллег из Минэкономразвития. Я уверен, что они сейчас активнее будут включаться в работу по этим направлениям.

Есть ли у нас какие-то потенциальные условия для финансирования зеленых или иных финансовых инструментов устойчивого развития? Мы работаем над этими вопросами. Я надеюсь, что мы в перспективе ближайших 3–4 месяцев сможем выйти с более конкретной стратегией.

Роман Панов: Перейдем к банкам. В этом году Газпромбанк впервые выпустил отчет ESG, в котором в том числе отразил основные подходы банка к требованиям в части реализации экологических проектов. Как такая отчетность влияет на рейтинг кредитных организаций в целом и Газпромбанка в частности? Юлия Трофимова.

/Вартан Айрапетян / Ведомости

Юлия Трофимова, вице-президент – начальник департамента консультирования по кредитным рейтингам и устойчивому развитию Газпромбанка: Практика присвоения ESG-рейтингов на глобальном рынке существует достаточно давно, но российские эмитенты, российские компании только недавно озаботились тем, чтобы пытаться управлять уровнем своих ESG-рейтингов. И многие компании были удивлены (часто неприятно), обнаружив, что рейтинги давно существуют, имеют определенную динамику и, несмотря на те усилия, которые компании предпринимают, [их] рейтинги достаточно низкого уровня. Более того, если посмотреть в принципе на рынок ESG-оценок, то сейчас в мире существует более 150 ESG-агентств. Каждое из них применяет до 80 отраслевых методологий, каждое имеет собственный фокус: кто-то – на корпоративном управлении, кто-то – на отраслевых особенностях. Кто-то специализируется на выявлении несоответствий между заявленными целями и реальными действиями, в том числе какие проекты финансируются (банковского сектора это в первую очередь касается). Мы внимательно наблюдаем за этим трендом и можем сказать, что раскрытие нефинансовой отчетности, желательно верифицируемой нефинансовым аудитором в соответствии с принципами GRI (Global Reporting Initiative – Глобальная инициатива по отчетности, сфокусированная на отчетности в области устойчивого развития. – «Ведомости»), сейчас новый тренд. TCFD (The FSB Task Force on Climate-related Financial Disclosures – Рабочая группа по вопросам раскрытия финансовой информации, связанной с изменением климата. Разрабатывает рекомендации в отношении добровольного раскрытия информации о финансовых рисках компаний, которые возникают в связи с глобальным изменением климата. – «Ведомости») является одним из факторов, которые позволяют улучшить ESG-оценки [компаний]. Газпромбанк тоже работает в этом направлении, проведена большая работа по систематизации данных, по управлению этими данными. В этом году мы выпустили эту отчетность первый раз и надеемся, что в ближайшее время она отразится и на уровнях ESG-рейтингов Газпромбанка.

Газпромбанк (АО)

Финансовая группа
Крупнейшие акционеры (данные банка на 20 сентября 2021 г., доля голосующих акций): НПФ «Газфонд» (40,89%, из которых 4,79% – напрямую, 14,57% – через ПАО «Газкон», 12,77% – через ПАО «Газ-сервис», 8,75% – через ПАО «Газ-тек»), ПАО «Газпром» (27,99%), ООО «Газпром капитал» (21,9%), Внешэкономбанк (8,02%).
Финансовые показатели (МСФО, первое полугодие 2021 г.): активы – 7,9 трлн руб., капитал – 810,5 млрд руб., чистая прибыль – 76 млрд руб.
АО «Газпромбанк» создано в 1990 г. Группа Газпромбанка включает в себя: АО «Газпромбанк», который является материнской компанией, дочерние банки и финансовые компании, включая Gazprombank (Switzerland) Ltd., Bank GPB International S.A. и АО «Газпромбанк лизинг», а также другие финансовые предприятия. Банк владеет контрольными долями в АО «Газпром-медиа холдинг» и его дочерних предприятиях (операционный сегмент «Медиа-бизнес») и группе ОМЗ. По данным «Интерфакс-ЦЭА» на 1 сентября 2021 г., занимает 3-е место в рэнкинге российских банков по размеру активов.

Роман Панов: Андрей, а у ВЭБа будет обязательное требование с точки зрения ESG-отчетности для всех финансовых организаций, а также планирует ли сам ВЭБ такие отчеты в своей практике?

Андрей Байда: Сами мы уже выпускаем ESG-отчет. Вообще же ESG-отчетность по признанным международным стандартам и, возможно, по каким-то стандартам, которые появятся в России, – это вопрос уже, по сути, решенный. Наличие ESG-рейтинга, наличие аудированной ESG-отчетности по качественному всемирно признанному стандарту – это гигиена. Вопрос, будет это TCFD или какой-то другой стандарт, наверное, открытый, его в том числе можно адресовать регулятору. Как это будет развиваться, будет это, условно говоря, такая же жесткая форма отчетности, как тысяча и одна форма ЦБ, которую нужно заполнять кредитным организациям, или что-то более «расслабленное» – вопрос дискуссионный.

Я допускаю, что последние два года [российские банки] постоянно получают запросы от иностранных бондхолдеров или иностранных акционеров, если такие есть. Видимо, они присылают ESG-опросники, в которых интересуются не всегда приятными вещами, такими, например, как углеродный след портфеля, углеродный след по отдельным отраслям, какие конкретно меры принимают финансовые организации для сокращения углеродного следа. Это новая реальность, в которой мы все живем.

Роман Панов: Юлия, на сегодняшний момент это ведь необязательная форма отчетности, но как, на ваш взгляд, – она находит отражение в общем финансовом рейтинге компаний?

Юлия Трофимова: Пока нет, но могу сказать совершенно точно, что международные рейтинговые агентства начинают интегрировать [ESG-оценку в кредитные рейтинги]. Или, если хотите, можно сказать наоборот: начинают выделять из оценки кредитоспособности [т. е. рассматривать отдельно] факторы ESG. И например, решение S&P в январе этого года понизить отраслевую оценку для нефтегазового сектора из-за повышенных рисков, связанных со стремлением к углеродной нейтральности мировой экономики, для ряда компаний было большим шоком. Это повлияло более чем на 20 нефтегазовых мировых мейджоров. Российских компаний это, к счастью, не коснулось, но тренды налицо.

Многие сейчас и в мире, и в России поднимают вопрос о том, что международные подходы к нефинансовой отчетности несопоставимы между собой, нет единого подхода и т. д. И понятно, что ESG-рейтинги это несоответствие тоже отражают.

Также в начале этого года ESMA (European Securities and Markets Authority, Европейское управление по надзору за рынком ценных бумаг. – «Ведомости») и кредитные рейтинговые агентства заявили о том, что, по их анализу, более 50% инвесторов сейчас принимают решение, анализируя нефинансовую отчетность, и ориентируются также на уровни ESG-рейтингов. Поэтому ESMA намерено в ближайшее время принять решение, как оно будет это регулировать. К сожалению, Россия по этому вопросу сейчас находится в позиции наблюдателя. Мы надеемся, что и [наш] регулятор нам тоже подскажет, каких правил в плане раскрытия нефинансовой информации ждать в ближайшее время.

Андрей Байда: Мы уже сталкиваемся в ряде проектов с тем, что ESG-оценка (не важно, делается она на основании ESG-рейтинга или ESG-отчетности) по ряду отраслей начинает напрямую коррелировать с [кредитным] рейтингом. Если все страны будут строго придерживаться своих национальных комитментов по достижению углеродной нейтральности, то судьба определенных видов топлива вызывает вопросы, что влияет в перспективе на их стоимость (наиболее очевидный пример – уголь) и автоматически на горизонте 10–15 лет – на рентабельность тех или иных проектов, больше того, не всегда понятно, окупятся они или нет. Поэтому связаны ли ESG-оценка и тот же кредитный рейтинг с эмитентом – на самом деле по ряду индустрий начинает казаться, что как бы уже да. И во многом это вызвано даже не столько заботой об экологии, сколько изменением правового поля и законодательных ограничений в области тех или иных видов топлива, например.

/Вартан Айрапетян / Ведомости

Владимир Горчаков, заместитель директора Группы оценки рисков устойчивого развития АКРА: Не могу не вклиниться в дискуссию по поводу ESG-рейтингов. В отчете IOSCO (International Organization of Securities Commissions, Международная организация комиссий по ценным бумагам. – «Ведомости») могло бы быть уже более 600 этих рейтингов, и они растут как грибы после дождя. Отчеты IOSCO получили многие регуляторы мира, в том числе Центральный банк – Андрей Феликсович [Якушин] подтвердит, наверное. В них указано, что надо уже на этот рынок обращать внимание, поскольку корреляция между рейтингами составляет порядка 0,5–0,6, и, соответственно, компания, которая хочет получить нужный рейтинг, привлекает консультанта, а консультант находит тот рейтинг, в котором компания стоит выше. А на остальные рейтинги мы как бы не обращаем внимания и не публикуем информацию о них в отчетности. Все говорят о единых стандартах отчетности, и это очень важно. Для нас как рейтингового агентства, которое тоже занимается ESG-рейтингами, это та почва, на который мы потом строим свой ESG-рейтинг. Но никто, в том числе IOSCO, к сожалению, не взял на себя пока ответственность ответить на фундаментальный вопрос: а что показывает ESG-рейтинг? Мантра о том, что он показывает управление ESG-рисками и возможностями, – это не ответ на вопрос. Кредитный рейтинг показывает вероятность дефолта, который можно посчитать. А вот с ESG-рейтингом эта фундаментальная проблема пока не решена. Уважаемые коллеги из одной крупной горно-металлургической компании в 2020 г. допустили ESG-дефолт или не допустили? (Речь идет о ГМК «Норникель» и экологических последствиях от утечки дизтоплива на ТЭЦ, принадлежащей «дочке» ГМК, в мае 2020 г. – «Ведомости».) На эти вопросы, мне кажется, регуляторы и участники рынка будут отвечать еще несколько лет. Поэтому пока мы видим, что возможность выбора нужного эмитенту ESG-рейтинга – где он выглядит лучше – будет сохраняться.

Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА)

Акционеры: 27 российских компаний и финансовых институтов с равными долями 3,7037% уставного капитала.
Финансовые показатели (2020 г.): выручка – 480,98 млн руб., в том числе выручка от рейтинговой деятельности – 473,3 млн руб.
Основано в 2015 г. Число действующих рейтингов – 358. По данным компании на конец 2020 г., доля эмитентов с рейтингами АКРА на российском рынке облигаций среди банков составила 87%, регионов и муниципалитетов – 75%, нефинансовых компаний – 30%, а доля облигаций международных организаций с листингом на Мосбирже ―– 100%. Имеет филиал в МФЦА (Нур-Султан, Казахстан), который был открыт в 2019 г.

Роман Панов: Вероятно, по этой причине крупнейшие международные рейтинговые агентства пошли по пути того, чтобы не самим такие рейтинги выпускать, а создать для этого аффилированные с ними специализированные организации. Владимир, у АКРА какой подход, вы видите для себя необходимость создания такого специализированного агентства?

Владимир Горчаков: Потенциал рынка в России пока достаточно консервативен в отношении этих оценок [ESG-оценок] – у нас нет такого, как в мире, пула ответственных инвесторов, которые бы их запрашивали. Поэтому в АКРА отдельного юрлица не выделено, но у нас есть группа оценки рисков устойчивого развития. Я думаю, в ближайшем будущем мы пока сохраним принцип запрошенного рейтинга. То есть, чтобы получить рейтинг, компания должна с нами заключить договор. Но 80–90% мировых ESG-рейтингов – это незапрошенные рейтинги. За них платят инвесторы, за них платит подписчик на базу данных, поэтому в некоторых компаниях, как я слышал, нагрузка на аналитика – [анализ] 1500 эмитентов в год. Соответственно, качество этой аналитики, особенно для таких рынков, как Россия, где не все компании, даже ПАО, имеют нефинансовую отчетность, стандартизированную по GRI, может вызывать вопросы.

Роман Панов: Понятно. Что скажет компания EY?

/Вартан Айрапетян / Ведомости

Сергей Дайман, директор, руководитель отдела услуг в области устойчивого развития EY в России: Увлекательная пошла дискуссия. Действительно, есть большое внимание к тому, что рейтинги по-разному относятся к компаниям, к тому, что фонды, банки под аббревиатурой ESG в своих декларациях не всегда имеют в виду что-то конкретное. Иногда это немножко зеленой краски добавлено в обложку брошюры. (Улыбается.) И это, естественно, видят регуляторы, и это, естественно, видит рынок. Сейчас и европейский регулятор, и американский регулятор очень серьезно относятся к тому, что стоит называть ESG. На самом деле крупнейшие рейтинговые агентства – и Moody’s, и S&P – работают над тем, чтобы включать ESG-параметры в кредитные рейтинги, и S&P говорило о том, что много пересмотров кредитных рейтингов на основе ESG-факторов было за год на данных еще, по-моему, 2012 г., т. е. это отнюдь не новинка 2020 или 2021 г. Кроме того, действительно есть тенденция немножко совершенствовать – скажем, консолидировать рынок ESG-рейтингов. И есть такое же движение с консолидацией [стандартов] нефинансовой отчетности. В прошлом году была попытка – и, пожалуй, неплохая – Всемирного совета предпринимателей создать единый стандарт нефинансовой отчетности на основе всех существующих сейчас стандартов. Он рекомендательный, формально никем не утвержден, но он консолидирует практики, довольно хорошо апробированные крупнейшими компаниями. И сейчас в том числе наша компания выпускает отчет по этому стандарту как единому международному. Но что более важно – Совет по международным стандартам финансовой отчетности уже сформировал рабочую группу по нефинансовой отчетности.

EY

Международная консалтинговая организация. Объединяет аудиторско-консалтинговые компании, являющиеся самостоятельными юридическими лицами.
Выручка (за финансовый год, завершившийся 30 июня 2021 г.) – $40 млрд.
Образована в 1989 г. при слиянии Arthur Young & Co. (основанной Артуром Янгом в 1906 г.) и Ernst & Whinney (основанной Элвином Эрнстом в 1903 г.). Компании – участники сети EY оказывают услуги в области аудита, налогообложения, сопровождения сделок. Координацией их деятельности занимается Ernst & Young Global Limited, зарегистрированная в Великобритании. С 1989 г. EY работает в России.

Роман Панов: Здесь у нас коллеги из бизнеса. ММК, Мария Никулина. Мария, стандартов отчетности остановится больше, работы для финансовых директоров больше, но сегодня еще есть требования 296-ФЗ. С 1 января 2024 г. – обязательный учет и создание системы государственного учета выбросов парниковых газов, ее унификация. Мы по нашим клиентам понимаем, что крупнейшие компании тем или иным образом эту работу ведут. А ММК тоже ведет эту работу? И как вы видите перспективы встраивания российских предприятий в международную систему учета и обмена углеводородными квотами?

/Вартан Айрапетян / Ведомости

Мария Никулина, начальник управления финансовых ресурсов, член правления Магнитогорского металлургического комбината (ММК): ММК уже давно предпринимает конкретные шаги в этом направлении. На это есть запрос и со стороны бенефициарного акционера, и со стороны менеджмента. Важно понимать, что в отличие от руководства многих других компаний менеджмент ММК базируется и живет в Магнитогорске и, как мне кажется, напрямую несет ответственность за среду обитания. Кроме того, ММК – публичная компания, ее акции котируются на Лондонской, на Московской биржах. Поэтому мы регулярно раскрываем детальную информацию для наших инвесторов. В 2015 г. ММК одобрил программу стратегического развития до 2025 г., в соответствии с которой экология и устойчивое развитие стали краеугольным камнем для всех наших проектов. С тех пор как принята программа, уже более 200 млрд руб. проинвестировано в развитие производственной площадки и оборудование ее НДТ. Непосредственно в природоохранные объекты инвестировано свыше 24 млрд руб. за последние пять лет, что позволило, к примеру, полностью замкнуть цикл водоснабжения на ММК, сегодня наши промышленные сбросы в водохранилище Магнитогорска сведены к нулю.

ММК уже по итогам 2019 г. опубликовал первый нефинансовый отчет по самому крупному нашему активу – ПАО «ММК». За 2020 г. ММК выпустил уже консолидированную нефинансовую отчетность по группе компаний, подготовленную в соответствии с принципами GRI и проаудированную KPMG. Подготовка и раскрытие такой отчетности для нас и, думаю, для большинства крупных публичных российских компаний уже являются обязательными.

ММК в начале этого года провел независимую верификацию выбросов CO2 – одним из первых среди промышленных компаний. Результаты верификации, которая проводилась независимым британским агентством (аудиторская компании BSI. – «Ведомости»), включены в нефинансовую отчетность.

В конце прошлого года мы актуализировали стратегию компании. Крупные инвестиции будут направлены в первый передел металлургического производства, суммарные капитальные вложения в эти проекты – более $1,5 млрд. Это в первую очередь комплекс новой коксовой батареи в коксохимическом производстве, который заменит пять устаревших батарей. Благодаря этому мы снизим выбросы CO2 более чем на 1 млн т. Также к 2025 г. мы планируем запустить новую доменную печь, вывести из строя три старые и за счет этого еще на 1,1 млн т сократить выбросы CO2. Наша задача – к 2025 г. выйти на показатели по выбросам CO2 на уровне среднемировых, для металлургических компаний на сегодня это 1,8 т СО2-э на 1 т стали (эквивалента СО2/т. – «Ведомости»).

ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК)

Металлургическая компания
Основной акционер (данные компании на 1 октября 2021 г.): Mintha Holding Limited (79,76%, конечный бенефициар – Виктор Рашников). Капитализация – $10,1 млрд. Финансовые показатели (МСФО, девять месяцев 2021 г.): выручка – $8,5 млрд, чистая прибыль – $2,3 млрд.
Производство стали (девять месяцев 2021 г.) – 10,1 млн т.

В целом у российского бизнеса есть запрос на зеленое финансирование, и было бы хорошо простимулировать этот интерес и для инвесторов, и для банков – возможно, путем создания определенных налоговых льгот для инвесторов, которые инвестируют в ценные бумаги (облигации) российских эмитентов, выпущенные под финансирование зеленых и адаптационных проектов, а также предусмотреть льготы для банковского финансирования.

Коллеги сейчас много говорили о текущих возможностях финансирования зеленых проектов. Здесь, хочу отметить, у металлургов есть своя специфика. Например, в соответствии с принятой таксономией для металлургии выставляются очень жесткие критерии по отнесению инвестиций к зеленым проектам. Проекты ММК в сталеплавильном переделе не могут быть отнесены к зеленым, несмотря на то что благодаря им мы существенно снижаем нагрузку на окружающую среду. Еще один важный аспект: ММК, являясь металлургической компанией, закупает оборудование для инновационных проектов за рубежом, потому что аналогов в России просто нет. И в этой связи мы можем получить меньшие льготы по сравнению с коллегами, которые имеют возможность приобретать оборудование у российских компаний. Также важно подумать, можем ли мы получать какие-то преференции, привлекая деньги на Западе. Ведь в конечном счете мы ориентированы на внутренний рынок, где продаем порядка 80% продукции. Поэтому, как мне кажется, важно понять, можно ли в таких условиях поддержать компании, привлекающие финансирование не только на российском, но и на международном рынке, с помощью субсидирования ставок.

Роман Панов: Спрошу тогда Александра как представителя Минэкономразвития, которое отвечает сейчас за разработку нормативной базы: готовы ли вы учитывать такого рода пожелания бизнеса с точки зрения адаптационного перехода? То есть принять за основу не те стандарты, которые сегодня есть, например, в Европе, а создать условия для адаптации бизнеса к требованиям, которые предполагаются в рамках реализации 296-ФЗ.

Александр Киревнин: Вы знаете, да. В критериях, которые мы разработали, есть отдельная часть – зеленые проекты, которые полностью удовлетворяют международным стандартам, и есть адаптационная часть – это те проекты, которые европейскими, американскими коллегами никогда не будут признаны зелеными, но с точки зрения экологического эффекта это зачастую даже намного более полезные проекты. Вопрос, который действительно остается, – требуется верификация. Уже прописано, как выпускать такие бумаги, но, например, на Московской бирже на данном этапе отсутствует секция для торговли облигациями, выпущенными под адаптационные проекты. Сейчас мы с банками и биржами обсуждаем запуск отдельной площадки для этих финансовых инструментов. Но если мы говорим про поддержку конкретной отрасли, конкретной технологии, то она обычно идет по линии отраслевого федерального органа исполнительной власти. И я уже говорил сегодня про поддержку по линии Минпромторга для проектов, в рамках которых внедряются наилучшие доступные технологии (НДТ).

Роман Панов: Возможно ли выравнивание с этой точки зрения подхода в части импортного оборудования, которое не имеет российских аналогов? Этот вопрос не впервые задается – при отсутствии отечественных аналогов оборудования инвестиционный проект страдает без мер поддержки.

Александр Киревнин: Все-таки в части именно зеленого финансирования регуляторика в первую очередь ориентируется на достижение экологической и финансовой цели, а не на импортозамещение. Мы с коллегами, конечно, еще раз проговорим это и посмотрим.

Роман Панов: Я знаю, что сегодня у ВЭБа есть набор инструментов для проектов, которые отвечают требованиям, в том числе по внедрению НДТ. Но готов ли ВЭБ как институт развития финансировать проекты адаптационного периода?

Андрей Байда: Мы бы с радостью предоставляли скидки кому угодно, но в федеральном законе есть тезис о безубыточности. Поэтому мы в пределах того, что мы можем финансировать, тем не менее должны оставаться безубыточными с точки зрения экономики. Но конкретно в настоящий момент мы работаем над так называемой фабрикой зеленого финансирования и надеемся расширить инструменты поддержки, которые есть в рамках фабрики проектного финансирования, в том числе относительно проектов, которые ведут к масштабному сокращению выбросов CO2 и решению других экологических проблем.

Роман Панов: Юлия Матюшова, «Энел Россия». Вопрос к вам в первую очередь как представителю глобальной компании. Насколько комфортна регуляторная и нормативная среда в Европе для энергетического оператора?

/Вартан Айрапетян / Ведомости

Юлия Матюшова, заместитель генерального директора – финансовый директор «Энел Россия»: В Европе и регуляторная среда, и в целом среда зеленого финансирования находится на гораздо более продвинутом уровне. Там уже десятилетия существует система не только штрафов, но и стимулов. Мы лет 12–13 назад для строительства парогазовых установок, которые существенно сокращали выбросы СО2 в атмосферу, привлекали кредиты именно европейских институтов развития на выгодных условиях – очень длинные инструменты и с хорошими ставками. Но мне кажется, что в России у нас есть все шансы двигаться в этом направлении.

56% «Энел Россия» принадлежит итальянскому акционеру, нашей головной компании [Enel], которая является лидером в строительстве и эксплуатации объектов возобновляемой энергетики. Но и с другими институциональными инвесторами, в том числе в Европе, в Скандинавии, когда мы приходили к ним с нашими стратегическими планами, важная часть переговоров была посвящена нашим планам по устойчивому развитию, а отнюдь не только дивидендным выплатам. В России еще лет пять назад основные вопросы были только про дивиденды. Горизонт инвестирования в России гораздо меньше – год-два, тогда как в Европе основное обсуждение было именно про то, как мы планируем снижать углеродный след, и также относительно наших рейтингов. У нас уже несколько лет есть ESG-рейтинг, и дискуссии [с инвесторами] про рейтинги были очень интересные. На самом деле не только методики у рейтинговых агентств разные, но различается также вес E, S и G (environmental, social, governance), плюс одно и то же рейтинговое агентство может от года к году менять методику, пересматривать веса. Соответственно, и рейтинг тоже может меняться и отражать не только активность компании, но и изменение методики у агентства. Это некомфортно: приходится объяснять инвесторам, что, собственно говоря, произошло.

Для корпоратов, конечно, очень важны регуляторика и очень четко определенная среда с точки зрения правил, подтверждения, сертификации, отчетности. И еще запрос есть на tailor-made подходы, потому что все проекты уникальны. Есть чисто зеленые проекты, есть адаптационные. Например, мы выиграли в 2017 г. два проекта по строительству объектов возобновляемой энергетики (в Ростовской области уже введен, в Мурманской области – в процессе строительства). Особенностью этих проектов является то, что их доходная часть зависит от ставки ОФЗ. Нам для обеспечения доходности проекта хотелось иметь продукт не только долгий и как-то выравненный с 15-летним сроком ДПМ [договора о предоставлении мощности], но который был бы точно так же привязан к ставке ОФЗ. То есть чтобы доходная и расходная части двигались одинаково. Такого продукта не было. Мы были первопроходцами вместе с первым банком, который этот продукт обеспечил, – у Евразийского банка развития мы привлекли в 2018 г. 9,5 млрд руб. А затем уже в 2019 г. у Сбербанка 22,5 млрд руб. под строительство второго ветропарка. Продукт стал востребованным. Хотелось бы поблагодарить эти банки и сказать, что гибкость очень важна. Есть регуляторика, а есть гибкость и готовность слышать запросы от корпората.

Роман Панов: Газпромбанк готов услышать потребности корпоратов?

Юлия Трофимова: Интересный был вопрос по поводу адаптационных проектов. Большое спасибо регулятору, правительству, межправительственной рабочей группе, Минэкономразвития, что такая таксономия появилась, но ее, к сожалению, сейчас применять нельзя. У нас есть положение ЦБ 706-П – это стандарты эмиссии ценных бумаг. Понятия переходной облигации в нем пока не появилось, а, как мы понимаем, переходные проекты – это сейчас основной инструмент по достижению углеродной нейтральности российской экономики. У наших уважаемых верификаторов пока не появились подходы к анализу, бенчмаркингу таких проектов, не появилось методики. Поэтому мы все достаточно внимательно, и как банк тоже, ждем, потому что, естественно, в принятии решения, что есть зеленое, адаптационное, социальное и т. д., мы смотрим в плане, ну элементарно чек-листа, сопоставления с нашей национальной таксономией. Конечно, мы пока вынуждены с горечью признать, что должны смотреть на зарубежных коллег, на зарубежные стандарты, ориентироваться на зарубежные бенчмарки.

Текст подготовлен по материалам IV ежегодной конференции «Промышленная экология: новые реалии и стандарты будущего», проведенной газетой «Ведомости» 19 октября 2021 г. в Москве.

Использована инфографика из презентации Газпромбанка.