Очень скоро каждого из нас заставят считать свой углеродный след


В России долгие годы формировалось настороженное отношение к возобновляемым источникам энергии по нескольким причинам. Первое. Оказалось, что это очень дорого и не очень рационально. Второе. Энергии в стране достаточно, даже есть некоторый избыток, и кажется: зачем формировать дополнительные энергетические мощности? Но надо понимать, что это не чья-то забава и не специальная заинтересованность бизнеса, занятого в области [возобновляемой] энергетики. Это важно для всей страны, потому что мы сегодня живем в новых реалиях. Эти реалии таковы, что каждого из нас через очень короткое время заставят считать углеродный след от своей деятельности. И заставят считать не только потому, что по этому поводу Евросоюз введет трансграничный налог, а потому, что ответственное производство и ответственное потребление, которые все больше и больше становятся общемировыми трендами и нормами жизни, ведут к тому, что любой ваш клиент хочет понимать не просто качество товара, который вы ему продаете, либо его тактико-технические или ценовые характеристики. Он хочет понимать, как этот продукт был сделан и насколько вы руководствовались экологическими требованиями и в целом требованиями устойчивого развития. Если ваш продукт этим требованиям не соответствует, то его не просто обложат налогом, а в какой-то момент перестанут покупать. Потому что они не смогут, в свою очередь, своим потребителям объяснить, почему они взяли тот или иной компонент, который сделан ненадлежащим образом. Особенно когда речь идет об углеродном следе – это именно та тематика, которая среди всей большой повестки устойчивого развития сегодня в первую очередь волнует человечество. Нравится кому-то или нет, но дискуссия об изменении климата закончена. Признано, что климат меняется и что виноват в этом человек. В первую очередь виноваты выбросы CO2, которые образуются в результате деятельности человека. Известно, что до сих пор существует целый ряд ученых, которые говорят о неких «общемировых циклах». Но общемировой консенсус – что это дело рук человеческих – уже сформировался. И тут уже после драки махать кулаками бессмысленно.

С точки зрения углеродного следа вся наша промышленность нуждается в том, чтобы иметь возможность предъявить своим потребителям, что их продукт сделан с применением чистой – безуглеродной или низкоуглеродной – энергии. Как ни странно звучит, но в этом смысле Россия достаточно хорошо подготовленная к этому страна, потому что у нас доля атомной энергетики больше 20%, доля гидроэнергетики – чуть меньше 20%. И пока совсем маленькая доля возобновляемой энергетики, но она, несомненно, будет расти. Будет расти по той причине, что, во-первых, за последние годы произошло очень серьезное снижение стоимости этого способа производства энергии. Во-вторых, потому, что это наиболее (будем честными) сегодня акцептуемая обществом технология производства энергии. Понятная, не несущая очевидных вредных последствий. Я считаю, что наше правительство приняло достаточно мудрое решение, когда сказало, что готово поддерживать это развитие, но только при условии, когда это будет приносить стране очевидную пользу. И эта очевидная польза сформирована через принцип локализации. Проекты, которые реализуются сегодня, уже минимум на 65% должны быть под маркой «Сделано на территории России».

Текст подготовлен по материалам IV ежегодной конференции «Промышленная экология: новые реалии и стандарты будущего», проведенной газетой «Ведомости» 19 октября 2021 г. в Москве.