Механизмы уже есть


Механизмы выхода иностранцев из российских компаний за последние полгода условно можно разделить на четыре группы. Первый вариант – продажа бизнеса топ-менеджменту. Среди примеров можно увидеть Schneider Electric, Dr. Oetker, L’Occitane. Второй – это передача инвестору контроля с правом обратного выкупа, т. е. заключение опционов. Так были закрыты сделки по уходу McDonald’s и Renault. Третий – продажа стратегическому инвестору после одобрения правительственной комиссией при Минфине России и согласования Федеральной антимонопольной службой, если сумма сделки больше 800 млн руб. И последний механизм – релокация офиса и сотрудников, как, например, сделала одна из самых крупных на российском рынке IT-компаний – EPAM Systems.

В апреле в Гоcдуму был внесен законопроект о введении внешней администрации, который был принят в первом чтении в конце мая. Рассмотрение поправок и комментариев намечено на осеннюю сессию. Согласно ему внешняя администрация может быть назначена при одновременном соблюдении двух условий: организация имеет существенное значение для стабильности экономики, а лица из недружественных стран владеют более 25% ее акций/долей. Причинами отказа во введении внешней администрации, равно как основаниями прекращения ее полномочий, являются решение межведомственной комиссии при Минэкономразвития либо заявление участников об устранении оснований для назначения внешней администрации или о планируемом отчуждении акций/долей либо передаче их в доверительное управление. Также причиной может быть переход к ликвидации общества или к конкурсному производству.

Внешняя администрация может быть назначена двумя способами: в качестве доверительного управляющего акциями/долями в интересах организации и ее акционеров или в качестве руководителя с правом распоряжения имуществом организации, включая средства на банковских счетах. Основной задачей администрации, согласно законопроекту, является обеспечение деятельности организации, формирование реестра требований кредиторов, инвентаризация активов и их оценка. Внешняя администрация в качестве руководителя организации в любое время по решению межведомственной комиссии проводит замещение активов. Оно проводится по правилам действующего закона о банкротстве, ст. 115, с учетом особенностей и исключений, предусмотренных законопроектом. Решение о ликвидации, принудительной ликвидации либо о введении конкурсного производства может быть принято не ранее замещения активов.

Суд принимает данное решение и одновременно утверждает порядок продажи акций/долей компании, созданной в результате замещения активов. Полномочия ликвидатора сохраняются за внешней администрацией, и процедура проводится с учетом действующего закона о банкротстве, но оздоровительные процедуры не применяются. Акции/доли продаются в рамках конкурсного производства по правилам действующего закона о банкротстве с учетом ограничений, устанавливаемых данным законопроектом. Внешняя администрация выступает организатором торгов и имеет преимущественное право покупки на торгах. Если не было никаких участников и внешняя администрация не выкупила акции/доли компании, они переходят в собственность Российской Федерации. Полученные средства после вычета расходов внешней администрации направляются в пользу акционеров-собственников и аффилированных кредиторов, требования которых не передаются в новые организации. Основным условием для нового собственника является обязательство сохранить на территории Российской Федерации не менее двух третей рабочих мест на протяжении не менее года. В течение года внешняя администрация контролирует деятельность нового собственника.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что уход иностранных компаний однозначно не повлияет сам по себе на количественное увеличение банкротств, если будут работать уже действующие механизмы. Принятия закона, который бы регулировал данный процесс, в настоящий момент не требуется. Лучше и правильнее с учетом того, что от законопроекта о внешней администрации часто делают отсылки к действующему закону, обратить внимание на реформирование именно его.

По материалам VIII ежегодной конференции «Институт банкротства в России», проведенной газетой «Ведомости» 7 сентября 2022 г. в Москве