Торговля ищет выход

Участники XIX ежегодной конференции «Ритейл в России: перенастройка отрасли», проведенной газетой «Ведомости» 30 марта 2022 г., обсудили актуальные вызовы
Евгений Разумный / Ведомости

«Предложение рождает спрос», – гласит один из законов знаменитого историка Паркинсона. Санкции выдавили с российского рынка сотни иностранных брендов (кто-то совсем ушел, кто-то приостановил развитие). Это не только сузило предложение для местных потребителей, но и частично опустошило торговые центры. Пока арендаторы последних находятся в состоянии «не ухожу, но и не торгую», арендодатели не могут найти им замену. И все теряют выручку.

От ажиотажа к затишью

Март 2022 г. стал для российского ритейла сезоном активных продаж. По данным Nielsen, только за первую неделю первого месяца весны потребители потратили на ряд товаров (автозапчасти, консервы, алкоголь, бытовую химию и технику и т. д.) в несколько раз больше денег, чем, например, за последнюю зимнюю декаду. «Все ритейлеры [в марте] увидели шоковый спрос в драйфуде и нонфуде (англ. dry-food – товары длительного хранения, non-food – непищевые товары. – «Ведомости. Форум»), – отметила на форуме «Ритейл в России: перенастройка отрасли» Анжела Рябова, генеральный директор сетей «Красный Яр» и «Батон» и глава «Восточного союза». – К апрелю ситуация нормализовалась. Но мы все равно еще не вернулись к продажам, которые были свойственны «обыкновенному» аналогичному периоду прошлого года». В зоне риска, по ее словам, сахар, мука, соль, бытовая химия. Крупнейшие федеральные сети (X5 Group, «Магнит», «Ашан») в марте даже ограничивали продажу отдельных категорий, в первую очередь сахара, в одни руки несколькими упаковками.

Ритейлеры и поставщики оказались, образно говоря, между Сциллой непрогнозируемого спроса и Харибдой рвущихся логистических цепочек и вынужденного пересмотра ассортимента. «Мы понимаем торговые сети в том, что очень важно иметь товар на полке. И понимаем, что трудно спрогнозировать заказы сначала при ажиотажном спросе, потом при его снижении, – говорит Дмитрий Леонов, заместитель председателя правления ассоциации «Руспродсоюз». – У поставщиков точно такая же проблема – они находятся между двух огней: если товара на складе не будет, это штрафы со стороны сетей; если товара на складе будет слишком много, то при падении спроса, как это было, например, во время ковида, товары могут выйти в просрочку по остаточному сроку годности».

«Товарная лихорадка» начала весны периодически усиливалась после сообщений иностранных брендов об уходе с российского рынка или приостановке работы на нем. Очевидцы рассказывали о километровых очередях в IKEA или Uniqlo, которые распродавали остатки перед закрытием магазинов. По подсчетам Knight Frank Russia, на начало апреля 2022 г. примерно 160 ритейл-компаний (включая онлайн-магазины) заявили об остановке коммерческой и инвестиционной деятельности и прекращении новых поставок на территорию России, шесть брендов объявили об окончательном уходе с нашего рынка. И этот список пополняется чуть ли не каждый день.

Экономия как норма жизни

Ритейлеры уменьшают, как могут, операционные затраты. Переходят на виртуальные чеки (без печати бумажных), меняют ленту на ценниках на более дешевую, убирают упаковку на ряде продуктов, ищут варианты использования отечественного софта. Умеренно жесткие дискаунтеры превращаются в «хардовые». На маркетплейсах растет число поставщиков из SME (малого и среднего бизнеса), которые являются более гибкими в вопросах ценообразования. Крупные онлайн-платформы декларируют поддержку российских предпринимателей низкими комиссиями за размещение на виртуальных «витринах» и стараются помочь им снижать расходы на логистику.
Население включает режим экономии и пересматривает потребительские корзины. Наиболее популярные стратегии выяснил Romir, проведший в начале марта опрос. Во-первых, это отказ от дорогостоящих покупок и товаров длительного пользования, перераспределение семейного бюджета в пользу еды и самого необходимого, сокращение расходов на отдых и развлечения, а также поиск дополнительного заработка.
Romir констатировал: хотя шоковые оценки текущей ситуации в экономике начинают ослабевать, индекс потребительской уверенности прочно застрял «в зоне негативных настроений». Более половины опрошенных в той или иной степени отмечают ухудшение материального положения своей семьи. В ближайшие шесть месяцев изменения материального положения ожидают 2/3 опрошенных, 42% населения на текущий момент не имеет сбережений.

Сейчас покупатели переключаются на режим экономии. Этому в немалой степени способствует и высокая инфляция, толкающая цены на товары вверх. По сообщению Центробанка, в марте она возросла до 16,7% годовых, что является максимальным значением с 2015 г. За первый весенний месяц цены (с поправкой на сезонность) везде по России увеличились на 7,5% – максимум с 2000-х гг. «Основное влияние на ценовую динамику в марте оказали факторы, обусловленные внешними торговыми и финансовыми ограничениями: ослабление рубля, ажиотажный спрос в начале месяца, усиление логистических проблем», – объяснили эксперты департамента денежно-кредитной политики Центробанка. И спрогнозировали, что в ближайшее время годовая инфляция будет расти, превышая значения сопоставимых месяцев прошлого года. Опрошенные «Ведомости. Форумом» ритейлеры зафиксировали куда больший процент удорожания товаров: например, в дискаунтерах цены только за истекший месяц увеличились минимум на 22%, в магазинах «у дома» – на 16%. По оценкам аналитиков, пожелавших остаться анонимными, у среднестатистической российской семьи доля затрат на продукты в ближайшее время может вырасти с 40 до 60–70% от совокупного месячного дохода.

Аналитики Commonwealth Partnership CMWP прогнозируют в 2022 г. «резкое снижение оборота розничной торговли», а затем «стагнацию или небольшую отрицательную динамику». На конец 2021 г. оборот был равен 39,2 трлн руб. (за прошлый год он вырос на 7,3%, отчитался Росстат).

Ритейлеры сейчас обращаются к поставщикам с просьбой понизить закупочные цены и вернуться к промоакциям, аргументируя это видимым укреплением рубля и исчерпанием ажиотажного спроса. Поставщики к таким запросам относятся без энтузиазма, кивая на вынужденную перенастройку (читай – удорожание) логистики, трудности с таможней и портами, отсутствие страхования международными компаниями грузов вне России и т. д. Для нефедеральных сетей Рябова оценивает возможную ротацию поставщиков в 40%.

От склада до магазина

Складская и особенно торговая недвижимость также ощутила на себе влияние ветра перемен. Склады, по инерции закончившие I квартал с новым рекордом по сделкам (по оценке Knight Frank, за этот период было снято или арендовано почти 0,3 млн кв. м), ожидают снижения спроса в последующих кварталах. Главным поглотителем новых складских площадей был сегмент онлайн-торговли (59% от общего числа сделок в I квартале), который заморозил расходы на развитие. «Развитие требует дополнительных инвестиций, которых у нас нет», – высказала общее мнение Марья Дей, директор по развитию новых форматов Ozon Fresh.

Глеб Белавин, заместитель генерального директора MLP (складской девелопмент), на текущий момент оптимистично оценивает перспективы своего сегмента: «Нельзя взять и за один день закрыть на амбарный замок склад и сказать, что вы больше за него платить не будете, если товар есть и договор есть». Однако опрошенные «Ведомостями» девелоперы сталкиваются с «паническими атаками» арендаторов, которые требуют пересмотреть условия договоров. Не всегда эти ультиматумы имеют под собой реальное основание. Аргумент «мы решили перестать работать, поэтому давайте нам каникулы, скидку, еще что-то» в переговорах с арендодателем не приводит к желаемому результату. «Если даже произойдет «убытие» наших иностранных коллег, чего я пока не наблюдаю, – отмечает Белавин, – то ликвидация юрлица займет минимум пару лет, и, если кто-нибудь до этого состояния дойдет, тогда он и освободит занимаемые площади». Но и в этом случае, уверен спикер, образовавшаяся на складе лакуна заполнится кем-то другим: «Если одни товарные группы уйдут, на их место придут другие». Переизбытка помещений на рынке не будет – девелоперы приостановили новые стройки.

«Склады [думают], что торговые компании им будут платить, – рассуждает Борис Кац, председатель совета директоров сети хобби-гипермаркетов «Леонардо». – Хорошо, в первый месяц они заплатили из тех накоплений, которые у них были. А потом? Ритейл похож на банк: деньги, которые проходят через кассу, в большинстве своем не его, надо заплатить поставщикам, заплатить за аренду, заплатить зарплату. Я подозреваю, что спокойствие владельцев складов ошибочное. Им не заплатят не потому, что не захотят, а потому, что будет не из чего».

У торговой недвижимости положение куда сложнее. Проблемы начались вместе с началом пандемии, от которой склады, напротив, получили бенефит. По оценке «Колиерз интернешнл», ситуация сейчас стрессовая: примерно половина арендованных площадей в торговых центрах де-юре продолжает оставаться за арендаторами, которые де-факто прекратили работать. По подсчетам Knight Frank Russia, большая их часть – это fashion-бренды (21%), на 2-м месте – автомобильные дистрибуторы (13%), за ними следует сектор товаров повседневного спроса (10%). Брокеры говорят, что от 10 до 20% таких компаний по договору платили арендную плату как процент от товарооборота. В текущей ситуации это означает, что обе стороны теряют выручку, и арендодатель не может ничем компенсировать выпадающий доход.

Остающиеся арендаторы испытывают серьезные проблемы с логистикой и перестройкой ассортимента и обращаются к собственникам помещений с просьбами об «оптимизации» договоренностей (читай – уменьшении платежей). Есть еще одна группа – торговые сети, не завязанные на импорт, которые хотят воспользоваться общей стрессовой неразберихой и нарастить маржу за счет «резки костов».

В текущей ситуации торговым центрам нужно искать новые доходные направления, считает Александр Копанев, генеральный директор «ЦДМ на Лубянке». Они не обязательно должны быть завязаны на чистые продажи. Торговые центры в последние годы в глазах потребителей стали и центрами досуга, и местами получения эмоций. «ЦДМ на Лубянке», например, развивается как точка притяжения для туристов и намерен стать местом проведения разнообразных мероприятий.

По мнению Андрея Мякина, директора по продажам СДЭК, магазин будущего – это некий «мультишоурум», который предложит посетителям и возможность «тактильного взаимодействия» с представленными в нем товарами, и потенциальное право заказать их в дальнейшем онлайн.

В текущем году новые торговые центры станут меньше размером: строящиеся в Москве объекты – «районного и окружного форматов», говорится в отчете Knight Frank Russia. По итогам года средняя площадь всех планируемых к открытию в Москве качественных торговых центров может сократиться до 11 000 кв. м, что более чем в 2 раза меньше, чем аналогичный показатель 2021 г. (26 000 кв. м).

На конец I квартала в столице России насчитывалось 6 млн кв. м качественной торговой недвижимости, заявленный объем к новому вводу – 275 000 кв. м (данные Commonwealth Partnership CMWP). Уровень свободных площадей пока равен 11%, но, очевидно, будет расти, прогнозируют аналитики, говоря о 20–35%.