«Практически все заморозили планы по развитию»

Многие компании активно ищут новых поставщиков и источники производств, изобретают новые цепочки поставок, чтобы максимально быстро доставить нужный товар за выгодную цену с учетом всех ограничений

Сегодня никто не делает уверенных макроэкономических прогнозов. Согласно мнениям ведущих аналитиков, падение ВВП к концу года может достичь от 3,5 до 20% (сейчас уже около 8%), а рост инфляции – до 40%. В целом ряд игроков рынка отмечают уровень 20% уже в марте в зависимости от форматов и категорий товаров. Конечно, ожидается определенный рост номинальных заработных плат, но о реальных доходах населения сегодня не говорит никто. А они с высокой вероятностью будут снижаться.

С учетом текущей неопределенности рынка практически все компании заморозили планы по развитию, включая открытие новых магазинов, разработку и внедрение новых продуктов. Это означает существенное сокращение капитальных затрат и связанных с ними операционных. Прочие операционные затраты в большинстве случаев также подвергаются оптимизации. Большая их доля приходится на фонд оплаты труда и прочие затраты на персонал.

Несмотря на то что часть специалистов высвобождается с выходом на открытый рынок, мы сейчас наблюдаем, что компании стараются максимально сохранить сотрудников. Это выражается как в сокращении рабочей недели при сохранении рабочих мест, так и в поиске новых схем по гибкому использованию специалистов. Например, наша компания создала платформу шеринга профессиональных ресурсов, которая помогает бизнесу сохранить команды на неполный процент рабочего времени и перейти на модель шеринга их компетенций с другими участниками рынка. Это позволяет гибко использовать часы проверенных специалистов для реализации своих задач и дает возможность сохранить им привычный доход и развиваться на проектах в других компаниях. Однако с учетом того, что предложение по кадрам в моменте превысит спрос на них, очевидно, что при таких условиях заработные платы расти не смогут.

One Story

Консалтинговая компания основана в 2014 г., в 2019 г. стала превращаться в экосистему, объединяющую профессиональных игроков рынка розничной торговли (как штатных, так и на аутсорсе). Предлагает сервисные и технологические решения для оптимизации и повышения эффективности бизнеса компаний (в первую очередь торговых). Сейчас в портфолио One Story проекты с топовыми игроками розничного рынка России и СНГ.

Также мы наблюдаем дефицит или уже даже отсутствие привычных нам товаров и существенно возросшие цены на оставшийся ассортимент. Рост цен обусловлен изменением как валютных курсов, так и стоимости упаковки и удорожанием логистики. Но, как известно, новые сложности открывают для нас и новые возможности, и пути развития. Поэтому в текущей ситуации многие компании активно ищут новых поставщиков и источники производств, а также изобретают и прорабатывают новые цепочки поставок, чтобы обеспечить представленность ассортимента и максимально быстро доставить нужный товар за выгодную цену с учетом всех ограничений. Так, например, проводятся переговоры с компаниями Белоруссии, Казахстана и Узбекистана по ряду выпавших или подорожавших товарных категорий.

По материалам XIX ежегодной конференции «Ритейл в России: перенастройка отрасли», проведенной газетой «Ведомости» 30 марта 2022 г. в Москве