«Время для развития собственных торговых марок и локальных производств»
Многие бренды до Казахстана просто не доезжают, здесь не такой большой объем бизнеса
Как выглядит розничный бизнес в Казахстане сейчас? Доля modern trade (современной торговли – формат ритейла, к которому относятся сетевые и несетевые магазины самообслуживания) значительно ниже, чем в России, – 30–35%, по разным оценкам. Меньше брендов представлено, больше фокус на локальные производства. Многие бренды до Казахстана просто не доезжают, из-за того что здесь не такой большой объем бизнеса.
«Магнум кэш энд кэрри»
Крупнейшая торговая сеть в Казахстане. Первый магазин был открыт в 2007 г. Сейчас насчитывается 186 филиалов в 12 городах Казахстана. Штат – более 12 000 человек. Работает более чем с 1100 поставщиками; около 50% всех товаров, продаваемых в сети, произведено в Казахстане.
Есть специфика в потреблении товаров разных категорий (чай, кондитерские изделия, бакалея) – здесь другие лидеры, если сравнивать опять же с российским рынком. В таких категориях, как бытовая химия, консервация, алкоголь, вино, кондитерка, кофе, либо товар производился на территории РФ, либо транзит был через РФ в Казахстан. Сейчас наши поставщики делятся на тех, кто ту же самую цепочку поставок поддерживает, и на тех, кто меняет ее на другие страны, на другие заводы в других странах и т. д. Из-за изменений цепочки поставок меняются и закупочные цены, и доступность товара.
Много запросов на поставку продукции из Казахстана в Россию. Это вызывает некую тревогу, в том числе потому, что Казахстан – это 18 млн человек, объем рынка в 9 раз меньше российского. Экспорт в Россию через Казахстан – это будут очень заметные объемы для рынка Казахстана. В 9 раз больше привезти незаметно достаточно тяжело.
У нас, как я уже сказал, много именно локальной продукции, которая может заменить глобальные бренды для России, где ассортимент сократился либо где закупочные цены были существенно пересмотрены. Казахстан предлагает коллегам в России ассортимент, который непосредственно производится на территории Казахстана или который мы импортируем из других стран.
Альтернативы всегда найдутся. Переключение между брендами есть практически во всех категориях. Мы из Турции много товара возим, из Китая, из Узбекистана. С Китаем мы сейчас плотно работаем по импорту. И, естественно, сейчас время для развития собственных торговых марок, для развития локальных производств.
И в Казахстане сложнее достучаться до конечного потребителя. Если в России достаточно развито продвижение на TV, он достаточно популярен с точки зрения промо и донесения каких-то маркетинговых сообщений, то в Казахстане с этим есть сложности.
По материалам XIX ежегодной конференции «Ритейл в России: перенастройка отрасли», проведенной газетой «Ведомости» 30 марта 2022 г. в Москве