Сегодня онлайн покупают 25% товаров на российском рынке

Далеко не все потребители готовы делать покупки, имея в распоряжении лишь картинку с товарами

Говорят, логисты – это самые гибкие люди, и это абсолютная правда. Без этого качества невозможно соответствовать рынку.

Российский рынок e-comm и «последней мили» в доставке начал активно развиваться около пяти лет назад. Сегодня 25% товаров покупается онлайн. Мы научили людей делать покупки в интернете. Об этом говорит в том числе тот факт, что в 2021 г. самая консервативная аудитория 50+ выросла в 3 раза.

Наступило время профессиональных логистов, которые выстраивали свою работу на протяжении долгого периода как самостоятельный бизнес.

СДЭК

Международная логистическая компания, основанная в 2000 г. География присутствия на начало 2022 г. – 25 стран, сеть – более 5000 точек присутствия. В штате насчитывается 6000 курьеров. Среднее количество отправлений – 250 000 в день.

В Европе никто не решает внезапно самостоятельно заняться доставкой «последней мили», к выстраиванию логистических цепочек подходят профессионально. Здесь сформирован пул опытных игроков, использующих определенную финансовую и ценовую модели. Для рынка «последней мили» в России наступило время, когда сокращение количества участников рынка, который был раздут в 2020 г., позволит как раз профессиональным российским игрокам федерального уровня укрепить клиентские портфели и за счет этого еще больше повысить требования к уровню сервиса.

Стоит отметить, что SLA (Service Level Agreement – соглашение об уровне сервиса) на «последней миле» в России выше, чем, к примеру, в Азии или США. Достаточно просто доставлять next day («на следующий день») или «плюс два дня» по Японии, но удерживать средний срок доставки по России, допустим, в четыре дня с учетом огромной территории страны – это колоссальный результат. Он был достигнут за счет роста инфраструктуры, распределения складов, увеличения лайнхолов (регулярных рейсов) не только гражданской авиации, но и карго. Сегодня все эти мощности остались, но они будут перераспределены между игроками рынка.

В 2021 г. на рынке российского онлайн-ритейла было осуществлено 1,7 млрд отправлений. Можно смело утверждать, что после введения многочисленных санкций против нашей страны рынок онлайн-ритейла не прекратит существование. Львиная доля всех отправлений приходится на таких гигантов, как AliExpress, Shein и другие восточные онлайн-площадки, которые продолжат экспансию на Запад. Кроме этого не стоит забывать про Индию, которая готова выйти на зарубежные рынки и познакомить новых клиентов со своими товарами и маркетплейсами.

Отдельно стоит отметить, что далеко не все потребители готовы делать покупки, имея в распоряжении только лишь картинку с товарами. По данным разных исследований, около половины покупателей (53%) хотят потрогать вещь, прежде чем ее приобрести. В связи с этим торговые центры в перспективе станут превращаться в мультишоурумы. Уже существуют внедренные ритейл-модели в сегменте DIY, когда клиент приходит в магазин, знакомится с ассортиментом, чтобы вживую увидеть цвет, фактуру, и только после этого делает заказ на сайте.

Есть эмоциональные покупки, есть товары для детей – все это будет жить в торговых центрах. Нужно пытаться искать симбиозы форматов онлайн и офлайн, позволяющие удовлетворить все запросы искушенных клиентов. Мы же помним, что самое важное – это клиенты, получатели. А бизнес уже из этого извлекает выгоду.

По материалам XIX ежегодной конференции «Ритейл в России: перенастройка отрасли», проведенной газетой «Ведомости» 30 марта 2022 г. в Москве