«Наша миллионная аудитория привлекает профессиональный бизнес»


«Авито» усиливает b2b-составляющую. Мы хотим и сохранить преимущества классифайда с простым доступом для продавцов на площадку, и в то же время дать пользователям тот комфорт и сервис, к которому они привыкли на маркетплейсах.

Сегодня «Авито» – это крупнейшая онлайн-платформа для шопинга. Наша месячная аудитория в январе, по данным SimilarWeb, превысила 60 млн уникальных пользователей. По этому показателю мы обошли крупнейшие российские маркетплейсы, будучи классифайдом.

Даже с высокой базы мы продолжаем расти. В прошлом году аудитория увеличилась более чем на 20%. Покупателей стало больше как в Москве и Петербурге, так и в регионах. Например, в прошлом году наша месячная региональная аудитория приросла на 25%. В «Товарах и услугах» рост был более заметен: 37 и 50% соответственно к 2021 г.

«Авито»

крупнейший сайт частных объявлений в России. Создан в 2007 г. предпринимателями Йонасом Нордландером и Филипом Энгельбертом как «доска» интернет-объявлений. В 2022 г. владельцем стала Kismet Capital Group. Сейчас на площадке представлено пять сервисов: «Авито.Товары», «Авито.Недвижимость», «Авито.Авто», «Авито.Услуги», «Авито.Работа».

И мы видим, что такая аудитория привлекает на платформу профессиональный бизнес. По итогам 2022 г. количество компаний увеличилось на 40%. Наиболее высокие темпы роста показывают крупные компании и корпорации (более чем на 50%), а также средний бизнес (+70%). На данный момент на площадке работает уже 4,4 млн профессиональных пользователей.

Компании приходят к нам в первую очередь потому, что мы способны обеспечить бизнесу дешевый доступ к клиентам от Калининграда до Владивостока за счет одной из самых широких сетей доставки – более 54 000 точек по всей России. В их числе фирменные пункты выдачи «Авито × EXMAIL» в 45 городах России, а также почтовые отделения, курьерская доставка и т. д. Для российских производителей это возможность единомоментно заявить о себе в масштабах страны. Например, по итогам прошлого года количество новых бизнесов в традиционных товарных категориях выросло на 48% к 2021 г. Для поставщиков товаров по схеме параллельного импорта – оперативно выстроить логистику и начать продажи, используя наши ресурсы и инфраструктуру. В частности, за этот же период количество новых бизнесов в категории автозапчастей увеличилось на 24%, в автотранспорте – на 37%.

У «Авито» богатый опыт в работе с ресейл-категорией, которая сегодня активно привлекает новых игроков. Модель также открывает им доступ к аудитории, исчисляемой десятками миллионов человек по всей стране. А выход на принципиально новую аудиторию для среднего и крупного бизнеса сейчас важнейшая точка роста.

Рынок эволюционирует в сторону новых гибридных форм. Для нас это дополнительный стимул для развития и экспериментов. Синергия взаимодействия с опытными игроками принесет бизнесу более быстрые дивиденды, чем самостоятельные вложения в создание аналогичных инструментов с нуля.

Основная сложность привлечения бизнеса на онлайн-витрину – исторически сложившееся восприятие «Авито» как c2c-платформы (consumer-to-consumer, «потребитель для потребителя»), на которой люди продают или покупают что-то для своих нужд. Чтобы преодолеть этот барьер, есть много инструментов. И для значительной части компаний мы становимся приоритетным каналом для бизнеса, что подтверждают различные исследования.

■ Каждая вторая компания МСБ использует «Авито» для продвижения товаров и услуг («Авито BHT B2B», июнь 2022 г.).

■ 62% компаний назвали «Авито» приоритетным каналом для развития в e-com сегменте (исследование РАЭК, май 2022 г.).

■ Более 50% компаний МСБ назвали нас в числе лидеров среди e-com платформ по безопасности сделок между продавцом и покупателем (опрос Telecom Daily, декабрь 2022 г.).

Мы начали совместный проект с Центром поддержки предпринимательства «Мой бизнес». Пилотный проект завершился в Тюменской области, сейчас изучаем возможность расширить его на другие регионы.

Потребители уже оценили, как удобно заказывать онлайн товары и услуги. По данным Data Insight, оборот рынка розничной интернет-торговли в России по итогам 2022 г. увеличился на 40% и составил 5,7 трлн руб. Количество заказов выросло до 2,8 млрд.

Для категорий товаров, где финальное решение о покупке клиент в большинстве случаев принимает офлайн, как, например, продажа мебели, автомобилей или недвижимости, будет достигнут паритет. У интернет-платформ есть важное преимущество: здесь покупатели могут рассмотреть большое количество объявлений с разными условиями и затем гораздо быстрее сделать выбор в офлайне.

В то же время я уверен, что офлайн-торговля, в том числе как форма социального взаимодействия, сохранится. Люди приходят в торговые центры пообщаться, полистать и купить книгу, сходить в кино, заодно что-то приобрести. Продолжается взаимодействие традиционного ритейла и каналов онлайн-продаж. Наибольший охват аудитории и прибыль будут у тех компаний, которые умело используют разные форматы продвижения – как в офлайн-, так и в онлайн-пространстве.

По итогам XX юбилейной конференции «Ритейл в России», проведенной газетой «Ведомости» 29 марта 2023 г. в Москве