Умными компании делают люди


Десять лет назад переход целой страны, причем такого размера, как Россия, на удаленный режим работы технологически был бы невозможен. В последние несколько лет – пожалуй, да, но не было необходимости. Триггером послужила пандемия, социоэкономические последствия которой мы будем ощущать долго, а некоторые из них останутся навсегда. Одно из таких – изменение моделей организации труда и корпоративного управления.

Каналы связи, IT-инфраструктура в целом справились с первым потрясением, и это огромное достижение. Тем не менее осталось большое количество проблем, которые сейчас решаются и будут решаться еще некоторое время. В том числе остаются некоторые трудности с инфраструктурой, и в первую очередь – корпоративной.

Новые уровни защиты

Главная проблема, в моем понимании, – проблема информационной безопасности.

Обычно корпоративный информационный профиль – закрытый контур. Никто не думал, что нужно будет защищать еще девайсы каждого сотрудника за его пределами: домашние ноутбуки, роутеры, телефоны, которые теперь несут большую угрозу информационной безопасности всей компании. Я думаю, что теперь, точно так же как мы привыкли мыть руки, нужно привыкнуть к тому, что на ноутбуках должна стоять последняя версия антивируса, на мобильном телефоне – мобильный антивирус и т. д. Все должно быть защищено.

Есть примечательный кейс, связанный с инцидентом, произошедшим в 2014 г. в одной из крупнейших в США сети супермаркетов Target. К очень хорошей, надежно защищенной информационной системе ритейлера были подключены партнеры-поставщики. И через одного поставщика, у которого не было хорошей защиты от хакеров, они проникли в сеть Target и украли данные примерно 70 млн карт социального страхования и кредитных карт американцев. Это случилось под Новый год и привело почти к социальному кризису в стране: люди потеряли возможность делать покупки. Вот пример того, как небрежность в сфере информационной безопасности привела к очень большим проблемам. Очень важно, что сфера кибербезопасности будет развиваться.

Мы часто повторяем слово «облака», сейчас оно обретает новое наполнение. Облака, облачные решения, тонкий клиент, VDI (инфраструктура виртуальных рабочих столов) – бизнес все это распробовал и оценил. Логично и правильно, что облачный сектор растет очень хорошо. Этому есть несколько причин. Во-первых, даже с точки зрения информационной безопасности публичное облако защищено гораздо лучше, чем многие корпоративные сети, потому что над его безопасностью работают целые группы специалистов. Во-вторых, в облаках можно платить за сервисы по модели pay-as-you-go, т. е. оплачивать только потребленные ресурсы и не инвестировать в собственную инфраструктуру. В группу «Ланит» входит облачной аутсорсер – компания «Онланта»: за время с начала пандемии ее бизнес вырос на 80% (я считаю, что это не предел, будет расти и дальше). А рынок в целом вырос на 20–30%.

Кризис открывает возможности

В группу «Ланит» входит компания Inventive Retail Group, которая объединяет сети монобрендовых магазинов: Re:Store (сеть фирменных магазинов техники Apple), Sony, Nike, Lego и многие другие. По ритейлу не так, как по некоторым другим отраслям (индустрия развлечений, туриндустрия, отели), но тоже ударило сильно. Особенно пострадали ритейлеры, которые были ориентированы на офлайн. Поскольку мы в первую очередь IT-компания, мы старались изначально инвестировать в e-commerce, активно развивали это направление. Во II квартале онлайн-продажи наших ритейлеров в целом выросли на 293% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в третьем – еще на 74%. Перевод продаж полностью в онлайн, к сожалению, не прошел абсолютно гладко, но мы продолжаем работать и улучшаться. Когда закончился карантин, люди пошли в магазины, и продажи офлайн выросли: понятно, что покупатели долго сидели дома, хотелось общения, социализации. Но при этом онлайн не вернулся на докризисный уровень – это свидетельствует о том, что потребительские привычки меняются и тренды будут фиксироваться.

Очень активно развиваются безналичные и бесконтактные расчеты. Россия занимает 4-е место в мире среди лидеров по безналичным расчетам. А Москва, мне кажется, вообще абсолютный лидер. Это позитивная тенденция: прозрачность, понятность расчетов и меньше возможностей заразиться.

Известно, что любой кризис, кроме угроз и проблем, всегда открывает возможности. Мы видим пример компании Zoom, которая выросла кратно и продолжает расти. У нашей группы есть свои примеры, как можно использовать новые возможности и развиваться в кризис.

Компания «Мобильное электронное образование» (МЭО). Она предоставляет школам и детским садам контент-платформу для дистанционного обучения. Причем это именно платформа, потому что электронных учебников очень много, но учебник – это далеко не все. Платформа – другая методика обучения, в которой участвуют родители, учитель, ребенок. И все три стороны надо учить, как это делать. МЭО представляет такую платформу, которая как раз способна научить все три стороны. До пандемии МЭО росла примерно в 2 раза каждый год – это уже хороший результат. Но за время пандемии она выросла в 5 раз. В новой реальности новые модели обучения, безусловно, будут востребованными.

Fibrum – VR-компания, разработчики которой сейчас работают в «Ланит-интеграции». Она начинала заниматься VR-геймингом, который все никак не становился массовым, даже сейчас, и стала предлагать решения в b2b-сегменте. За время пандемии они разработали решение для больниц: умные очки с видеокамерой и компактным экраном позволяют врачу из боксов с больными COVID-19 взаимодействовать с врачами в «зеленой зоне». Понятно, что для врачей снижается риск заражения. Можно собирать консилиумы, можно получать живую информацию с приборов и т. д. Решение оказалось очень востребованным. Побольше бы всем нам таких хороших решений. Будем развивать эту историю. Я считаю, что дальше должно быть облако, история пациента, предиктивная аналитика и т. д. То есть надо искать новые возможности.

Скажу очень важную вещь, которая может показаться немного крамольной со стороны айтишника: умные решения делают не умные компании, а умные люди. Это они делают компании умными. Нужно быть гибкими, нужно быть адаптивными. Нужно искать новые возможности и подстраиваться под новую реальность, пусть мы до конца еще не понимаем, какая она.

Текст подготовлен по материалам конференции «Умные решения – умная страна: инновационные технологии для новой реальности», проведенной 21–22 октября 2020 г. ГК «Ланит» и газетой «Ведомости» в Москве