Заманчивая простота


Создание Региональной системы управления данными (РСУД) обсуждается достаточно давно, но по-настоящему она так нигде не создана.

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с «цифрой» в разнообразных ее проявлениях: приложениях, информационных системах, интернет-магазинах и т. д. Мы везде оставляем свои фамилию, имя, отчество и другие персональные данные (как минимум – телефон и электронную почту). И еще больше сведений о себе мы оставляем в системе государственных услуг.

Проблема в том, что везде свои форматы, поэтому данные вносятся в разном виде. Кроме того, они не всегда корректные и абсолютно никем не проверяются. Они могут быть противоречивыми, недостоверными, неоднообразными. Воспользоваться ими как комплексом данных крайне сложно, так что важнейшие государственные решения по-прежнему принимаются на основании данных статистики, а не реально собранных данных конечных пользователей.

В контексте государственного управления это ведет к тому, что используются отчеты, которые базируются на недостаточно достоверных данных. Это, в свою очередь, влечет низкую скорость принятия решений и сказывается на их качестве. Как следствие – неэффективные бюджетные траты.

Фактически государственное управление осуществляется в ручном режиме – как на высшем уровне, так и на той ступеньке, где оказываются государственные услуги.

В поисках цифрового двойника

В МФЦ сидит большое количество служащих, которые вносят информацию о гражданах в систему, но каждый раз они делают это заново. Плюс практика показывает, что часто персональные данные плохо защищены, – достаточно вспомнить о множестве резонансных утечек данных.

Процессы предоставления услуг происходят абсолютно независимо друг от друга. Если в семье рождается ребенок, мы подаем заявление на различные пособия, материальную помощь и т. д. и получаем на него ответ – это одна ветка. Если покупаем машину, то регистрируем ее в ГИБДД – это другая ветка. Они никак не связаны. И те, кто принимает решение о выделении материальной помощи или социального пособия, не могут узнать напрямую, есть ли у человека машина, квартира, дача и вообще каково его реальное материальное положение.

Чтобы принимать взвешенные решения и видеть полностью профиль гражданина, необходимо располагать его цифровым двойником. (В принципе, это также относится и к бизнес-предприятиям, и вообще к любому субъекту или объекту.)

Что представляет собой этот цифровой двойник? Это некий профиль: персональные данные, место жительства, место работы, члены семьи, базовая собственность и т. д.

Но есть еще следы, которые мы оставляем в цифровом пространстве, совершая покупки, обращаясь за медицинской помощью, получая образование, реализуя потребности в развлечениях и хобби, платя налоги и штрафы. И эти цифровые следы могут дать очень много дополнительной информации. Сейчас собирать такую информацию довольно трудно.

Если вся эта информация заводится на единую платформу, в конечном итоге мы придем к тому, что все будут иметь к ней доступ (естественно, в зависимости от прав доступа).

Единая экосистема

Что такое региональная система управления данными? Это платформенное решение с набором заложенных в него инструментов, которые позволяют создать единый эталон данных. Например, есть фамилия, имя, отчество, дата и место рождения. Что может быть эталоном? Наверное, это данные МВД, где мы получаем паспорт. В принципе, эталон может настраиваться абсолютно на любые данные.

Необходим инструментарий для добавления и хранения данных, инструментарий для предоставления доступа к данным (и также ограничение доступа). И обязательно должен быть контроль качества данных, чтобы конечная информация, которая будет выдаваться по запросу, была уже проверена.

Также необходимы инструменты для создания отчетов и новых информационных систем, чтобы тот или иной пользователь мог получить именно ту информацию, которая ему нужна.

Что может быть источником данных для РСУД? Абсолютно все. Это средства объективного мониторинга, сервисы умного города, локальные государственные и частные информационные системы, единое окно работы с гражданами, любые каналы работы с гражданами и бизнесом, системы внутреннего контроля исполнения поручений.

Таким образом, формируется экосистема, которая объединяет все возможные виды данных абсолютно изо всех отраслей и областей жизни регионов. Соответственно, выпрямляет их, очищает, приводит к единому эталону и предоставляет их пользователям. Потребителями данных будут те же самые смарт-сервисы, различные городские, региональные информационные платформы и порталы и, что, наверное, самое важное, в том числе центр управления регионом, дашборд главы региона. Эта тема, а также то, какая информация должна поступать в центр управления регионом и как центр может помочь главе региона управлять, – активно обсуждается на протяжении последнего года. База реальных данных позволит руководителю региона ежедневно видеть актуальную информацию, а не ту, которую предоставляют, например, руководители различных ведомств на основании статданных, не всегда проверяемых.

Правильная интеграция

Важный вопрос – каким образом данные должны попасть на платформу. Есть два подхода к интеграции различных подсистем. Прежде всего – кросс-платформенные интеграции. Но этот метод работает до тех пор, пока количество информационных систем, входящих в состав платформы, достаточно просчитываемо. Однако информационные системы сейчас довольно быстро размножаются, и проинтегрировать каждую систему с новой входящей – достаточно сложная, дорогостоящая и затратная по времени задача. В какой-то момент такая платформа не сможет дальше существовать – она просто замкнется от огромного количества интеграций и безумных средств, которые нужно в это вложить.

Единственным правильным решением мы видим здесь платформенную интеграцию, когда системы, созданные разными компаниями, под разные задачи и в разных архитектурах, будут интегрированы единой операционной системой РСУД. После чего данные будут выходить под единым IP и станут доступны всем потребителям. Такая интеграция позволяет снизить стоимость, повысить качество интеграции внешних систем и сервисов и обеспечить в перспективе неограниченное число информационных систем, которые могут быть подключены к РСУД.

Что мы получаем в итоге? Сейчас государство взаимодействует с гражданами через большое количество различных сайтов государственных и муниципальных учреждений. В последнее время их стало заметно меньше, но все же в каждый орган мы обращаемся через его сайт. Сначала нужно найти этот сайт, потом найти на нем точку для обращения, затем обратиться, наконец, получить ответ.

Вопрос модератора

Дмитрий Изместьев, вице-президент группы компаний «Ланит» по инновационным проектам, модератор: Два вопроса, которые объединяет одна идея. Во-первых, как мы защищаем данные РСУД от нечестных чиновников? Второй вопрос: можно ли чиновников вовлечь в цифровую реальность и больше контролировать, как сейчас пытаются контролировать граждан?
Любава Танеева: Обеспечить безопасность данных в одной точке гораздо проще, чем в большом количестве различных информационных систем. Что касается того, как вовлечь чиновников, – никак, пока они сами не захотят туда.
Но я в этом году во многих регионах обсуждала создание РСУД и видела большой интерес к этой теме, хотя есть и большая нерешительность. Сейчас есть определенные проблемы по взаимодействию между ведомствами по обмену данными между ними. Каждый свои данные очень оберегает, опасается, как бы они не всплыли в невыгодном свете и не повлекли какие-нибудь неприятные последствия. На мой взгляд, это сейчас самая большая проблема: многие не готовы, боятся прозрачности.
Приведу пример из отрасли здравоохранения. «Ланит» участвовал в разработке ЕМИАС в Москве. Это серьезный шаг, на который решился департамент здравоохранения столицы и который выявил много проблем. Нужна была политическая смелость на это пойти.
Перевернув этот пласт, мы столкнулись с довольно сильным противодействием как граждан, так и врачей – и тем и другим многие новшества казались неудобными. Но система работает, и результат стоил того: благодаря ЕМИАС было устранено огромное количество нарушений, злоупотреблений.
Без такой же политической воли дальнейшее развитие регионов представить трудно, потому что невозможно отвечать требованиям, которые сейчас выдвигает федеральный центр, без создания прозрачной системы поставки данных и их обработки. Руками можно до какой-то степени собирать и быстро делать отчеты, но это становится все труднее. Требования к главам регионов становятся все жестче. Есть требования 15 KPI, по которым оценивается деятельность руководителей регионов. И не имея возможности доказать, что эти KPI выполняются, в скором времени невозможно будет управлять регионами.

С использованием РСУД эти процедуры сильно упростятся, что позволит создать единую систему работы с гражданами и бизнесом – с омниканальностью, возможностью использования чат-бота. На место отдельных ведомственных систем, которые сейчас соединяются между собой через СМЭВ (единую систему межведомственного электронного взаимодействия), придет экосистема микросервисов на едином массиве данных. Это означает, что любое ведомство сможет обратиться к платформе с запросом и через систему микросервисов получить ответ на него, избегая сложных взаимодействий. Данные, которые сейчас разрознены, противоречивы и даже ошибочны, будут приведены к единому эталону, сведены в единые метамодели, и будет производиться непрерывный мониторинг их качества.

Появятся новые принципы и правила создания государственных информационных систем, поскольку на базе РСУД будет возможность конструировать новые информационные системы, соответствующие единым принципам и имеющие единый, легко обновляемый стек технологий. Поэтому создание новой информационной системы будет достаточно быстрым и не слишком дорогим. Вновь созданные информационные системы не потребуют дополнительной интеграции, а будут изначально совместимы с существующей платформой РСУД.

Все для человека

Кроме того, появится возможность реализовать проактивное предоставление интегрированных государственных услуг гражданам. Например, сейчас, если в семье появляется ребенок, нужно получить справку, затем предоставить ее на портал госуслуг и понять, какие положены бонусы, льготы, где получить материнский капитал, детское питание, какие-нибудь подарки и т. д. А если есть РСУД, то информация о рождении ребенка автоматически попадает на платформу, тогда человеку как ее пользователю приходит перечень всех положенных услуг с полностью собранной информацией и (внимание!) со всеми справками, которые раньше необходимо было собирать. Остается просто или получить услугу, или отказаться от нее. Это даст большую экономию времени гражданам и позволит получать льготы или воспользоваться сервисами, о которых они зачастую даже не знают.

И очень важно, что в результате существенно экономятся государственные средства, поскольку станет возможно высвободить тех, кто сейчас занят копированием документов, их загрузкой в системы, формированием различного рода справок, их пересылкой, распечатыванием и т. д.

Текст подготовлен по материалам конференции «Умные решения – умная страна: инновационные технологии для новой реальности», проведенной 21–22 октября 2020 г. ГК «Ланит» и газетой «Ведомости» в Москве