Есть спрос, есть предложения

Телекоммуникационные технологии находят применение в любых отраслях экономики
Depositphotos / PhotoXPress

В России цифровизацией решено объять всё, и многое удается. У телекома есть технологии, востребованные практически в любых областях экономики. На конференции «Телеком 2021» представители разных отраслей экономики рассказали и об успешных кейсах, и о проблемах, сопутствующих их внедрению

/Вартан Айрапетян / Ведомости

Владислав Беляев, директор по информационным технологиям, член правления Группы «Черкизово»: Одно дело – продавать технологии, продвигать их, и совсем другое – ими пользоваться. Это частое заблуждение, когда к нам приходят вендоры, интеграторы, операторы, которые говорят о самоценности их технологий. В промышленности из того, что мы слышим каждый день об успешных кейсах, реально-то дай бог чтобы 10%. И работали именно несколько лет не на полигоне, не в тестовой песочнице или на тестовом участке, а на всем предприятии. Хайпа здесь гораздо больше, чем реально реализованных программ.

Ко мне недавно приходили продавцы источников бесперебойного питания, которые начинают презентацию и говорят: это важный элемент цифровизации. Да помилуйте – источнику бесперебойного питания 100 лет. Не надо мне его продавать под лейблом цифровизации. Но одновременно я вижу и много руководителей предприятий и IT-директоров, которые ищут серебряную пулю: есть цифровизация, есть новая технология, сейчас ее использую – и весь бардак, который есть у меня на предприятии или в цепочке холдинга, исчезнет.

У «Черкизово» есть реализованные кейсы. Самый известный – мясоперерабатывающий завод в Московской области, в Кашире, полностью роботизированный. Завод-робот, людей на нем нет. Посмотрите ролики в YouTube, как это все летает. Сложнейшая технологическая цепочка – и с айтишной точки зрения, и с точки зрения производственного оборудования. У завода на момент открытия не было аналогов в нашей индустрии ни в России, ни в Европе. И до сих пор нас никто не догнал, а мы, наоборот, уже проектируем следующий завод, который тоже будет построен на принципах индустрии 4.0.

Завод дорогой – он стоил 7 млрд руб. И знаете, мы потратили такие деньги не из любви к индустрии 4.0. Когда мы пять лет назад начали проектировать, термин «индустрия 4.0» никто не использовал. И мы строили не потому, что хотели построить самый автоматизированный и самый передовой завод в мире. Нет. Дело в том, что мы хотели добиться качества нашей продукции. Залог качества и необходимое требование для FMCG, для пищевых продуктов – это биобезопасность, а значит, и безлюдность. Еще одна важная вещь – соблюдение рецептур: люди, увы, бывает, что ошибаются. Так что для нас вопрос тотальной автоматизации – это вопрос прежде всего качества продукции.

Или мы уже больше трех лет занимаемся темой машинного зрения на производстве, используя это на нескольких фабриках для учета производительности труда. А последний год развиваем другую тему в этой области: машинное зрение очень интересно с точки зрения контроля качества, особенно когда массовое производство, когда вы выпускаете SKU десятками, сотнями тысяч. Проблема, как эту технологию встроить в производственную цепочку. Как бракованное изделие убрать с конвейера, как его обработать, кто за это отвечает? Все эти вещи, связанные с индустрией 4.0, выстреливают только тогда, когда они встроены в процесс, когда они построены не рядом, не ради того, чтобы была красивая история.

/Вартан Айрапетян / Ведомости

Ярослав Свинцов, исполнительный директор «Глонасс мобайла»: Интерес компании «Глонасс» к новой технологии eSim привел к созданию нового проекта «Глонасс мобайл», задача которого заключается в том, чтобы апробировать технологию, создать конкретные кейсы. Сейчас у «Глонасса» более 7 млн клиентов, которые, с нашей точки зрения, заинтересованы в этом сервисе, да они и сами об этом прямо заявляют.

Почему так? Большая часть наших клиентов – корпоративные клиенты, у которых есть транспортный парк, который требует мониторинга, отслеживания грузоперевозок и состояния различных инженерных систем. Все это делается с помощью специального оборудования, которое устанавливается на автомобили и которое работает в том числе как навигационное. Естественно, присутствует и сим-карта для обеспечения услугой связи.

За несколько лет эксплуатации системы «Глонасс» мы столкнулись с тем, что для обслуживания каждой транспортной единицы в случае выявления какой-то проблемы на устройстве требуется снять транспорт с маршрута. Стоимость эксплуатации транспортного средства обходится в день в 12 000 руб. и выше. Нетрудно представить, какие затраты возникают, когда автомобиль снимается с эксплуатации для технического обслуживания. Часто виной всему является зависание устройства, потеря сигнала. Выявить причину (необходимо провести анализ, мониторинг устройства) и устранить проблему занимает как минимум один день.

Почему мы начали заниматься именно этой технологией? Для того чтобы создать более качественное устройство, в котором уже не будет сим-карты как дополнительного интеллектуального модуля, он будет с самого начала вшит непосредственно в устройство. Понятно, что заводская сборка намного качественнее, поломок или чрезвычайных ситуаций в этом случае меньше. Это, естественно, приведет к сокращению расходов транспортных компаний на внештатные ситуации, связанные с поломкой устройства.

Мы ведем разработки в части m2m [межмашинное взаимодействие] или IoT, сейчас изучаем не только автомобильные трекеры, но и различные устройства, предназначенные для других сфер жизнедеятельности. В связи с этим у нас появилось много интересных идей по развитию как самой технологии в России, так и бизнесов, которые могут создаваться рядом с этой технологией. В том числе наши клиенты и партнеры и сами генерят идеи, которые им кажутся интересными с коммерческой точки зрения и рентабельными.

/Вартан Айрапетян / Ведомости

Александр Антонов, директор по информационным технологиям «Т плюса»: У энергетиков интернет вещей используется давно, уже более 10 лет. На станциях очень много приборов, которые и по проводам, и без проводов передают данные. В «Т плюсе» наиболее интересный проект, связанный с интернетом вещей, – проект, когда мы полностью оснастили приборами наши тепловые сети, ЦТП [центральный тепловой пункт], тепловые камеры и поставили приборы у потребителей, собираем большой массив данных. Это нужно для того, чтобы решить несколько задач. Более оперативно строить тепловые балансы (тепловой мощности, подведенной к тепловым системам, и отведенной тепловой мощности с учетом потерь в окружающую среду. – «Ведомости»). Получать информацию по утечкам, парениям и т. п. – т. е. раньше идентифицировать зону, где могут происходить потери. Потери – это непременно негативный экономический эффект. Формируя систему технологического и коммерческого учета, основываясь на приборах, которые передают данные без проводов, мы эту задачу по большей части решаем.

Из наиболее интересных тем, связанных с интернетом вещей, сейчас еще можно кроме использования обычных сим-карт, которые мы ставим в модемы УСПД [устройство сбора и передачи данных], попробовать вариант с eSim. Большого распространения пока нет, просто смотрим еще на это.

Еще одна технология, которую продвигает телеком и которая может быть достаточно востребована, – private LTE, если на нее мы будем завязывать сервисы, существующие внутри станций, в том числе можно организовать сбор данных с приборов на станции. Для private LTE мы также рассматриваем возможность использования в диспетчерской связи. Пока идут испытания – посмотрим, как получится, плюс такое применение технологии необходимо будет согласовывать в нескольких инстанциях. Интересно private LTE использовать для обеспечения безопасности самого объекта. Для камер, которые находятся по периметру станции, через private LTE можно эту проблему решать менее затратными средствами.

Достаточно интересная тема – видеоаналитика, когда ты получаешь возможность с камер также снимать видеоряд для последующего анализа. Это влияет и на промышленную безопасность, и на охрану труда. Самый простой кейс (пример есть у нас в Екатеринбурге на ТЭЦ «Академическая») – это контроль СИЗ. Без средств защиты опасно даже просто передвигаться на станции, недалеко до несчастного случая, а еще хуже, когда человек без СИЗ идет выполнять работы. Кроме СИЗ через те же камеры и видеоаналитику мы контролируем наличие персонала в тех или иных зонах и сопоставляем его с заказ-нарядами, которые получены для выполнения этих работ, – иными словами, контролируем, может ли человек находиться в этой зоне, имеет ли он разрешение на работу.

/Вартан Айрапетян / Ведомости

Алексей Ноздрин, заместитель гендиректора по коммерческой деятельности ТТК: Ни один из крупных и смотрящих в будущее операторов связи не удовлетворен своей ролью ограничиваться рамками телекоминдустрии и желает принимать самое активное участие во внедрении технологий индустрии 4.0. «Транстелеком» здесь тоже не стоит в стороне. Постепенно мы будем смещать фокус внимания на материнскую компанию – РЖД – и крупных ключевых заказчиков.

Определенный опыт нами накоплен. Один из самых успешных кейсов – уже в значительной степени внедренная на полигонах РЖД платформа постов диагностики и приемки подвижного состава. Сеть металлоконструкций (рамок), размещенных на сортировочных станциях и на подъездах к ним, оснащена большим количеством датчиков различного масштаба и технологического содержания. Они считывают порядка 80 параметров с каждого из вагонов состава, проезжающего через рамку. Тем самым мы решаем одну из основных задач, которая прописана в программе цифровой трансформации РЖД до 2025 г.: это ни много ни мало как создание цифрового двойника всей инфраструктуры дороги (в данном случае речь идет о цифровых двойниках подвижного состава).

По этой программе и стационарные объекты, и мобильные, и все бизнес-процессы подлежат полной оцифровке и паспортизации. Без создания цифровых двойников по-настоящему проинтегрировать, оцифровать и получить значительные эффекты в сквозных бизнес-процессах крупнейших предприятий практически невозможно. Кумулятивный эффект мы получаем уже сейчас даже при внедрении частичных решений, связанных с цифровым двойником. Паспорт железнодорожного вагона становится цифровым – мы не только знаем его прошлое, но и контролируем настоящее состояние, а также с помощью предиктивных моделей моделируем будущее состояние вагона. Это уже сейчас оказывает очень большое влияние на бизнес-процессы РЖД, включая планирование перевозочного процесса, управление им, эксплуатацию и ремонт подвижного состава.

Текст подготовлен по материалам XVII ежегодного международного форума операторов связи «Телеком 2021», проведенного газетой «Ведомости» 16 апреля 2021 г. в Москве

Хотите скрыть рекламу?  Оформите подписку  и читайте, не отвлекаясь