Операторы связи сегодня – синтез телекома и IT
С каждым годом становится все сложнее отделить телеком от IТ. Скоро общими у нас будут не только конференции, но и подходы, услуги и сервисы. При этом остается наш фундамент – связь, но в нем значительных роста и потенциала, очевидно, нет. По нашим прогнозам, здесь будет долгосрочный инфляционный рост. И если ничего не делать, то рано или поздно с мобильной связью произойдет коммодитизация. Кроме того, в огромном количестве направлений монопродукты вообще не могут конкурировать с экосистемами, которые предлагают огромное количество услуг. Может ли произойти ренессанс телекомбизнеса? Может, но явно не в ближайшем горизонте планирования. Поэтому мы строим стратегию на основе того, что телеком – это такой устойчивый бизнес, который дает возможность развивать новые направления: большие данные, клиентскую аналитику, облачные сервисы, финтех и т. д.
Начиная с пандемии мы видели смещение в сторону автоматизации коммуникаций – как текстовых, так и голосовых. Во-первых, все начали вкладываться в автоматизацию. Во-вторых, задумались о важности эффективных коммуникаций, начали смотреть в сторону омниканальных решений, но уже с учетом IT-ландшафта, выбирая поставщиков, которые могут предложить сразу несколько услуг. Если говорить про решения для бизнеса, которые актуальны в 2023 г., то, наверное, это удобство использования и качество продуктов, автоматизирующих коммуникации.
Здесь мы видим достаточно устойчивый тренд, когда лидеры российского бизнеса в виде классифайдов, маркетплейсов задают темп остальному бизнесу в части оцифровки. Это достаточно большой сегмент взаимодействия с клиентами и в продажах, и в обслуживании, а также во взаимодействии внутренних служб. И здесь виден другой тренд. Коммуникации сами становятся технологичнее. Например, мы внедряем и предлагаем своим клиентам инструменты на базе искусственного интеллекта. Когда мы клиенту подсказываем, как лучше коммуницировать с конечным потребителем, в какое время суток, какое сообщение лучше транслировать, и благодаря этому получаем кратное повышение конверсии. То есть времена подхода «вот есть база, давайте всех завалим сообщениями» проходят. С одной стороны, разумеется, это также связано с экономией бюджетов, снижением издержек. С другой – люди устали от ненужных и излишних коммуникаций. Многие компании, госкорпорации приходят с запросом на «пилот». Что удивительно, сегмент, который сейчас активно проявляет себя, – это внутренние адресаты. То есть компании просят автоматизировать коммуникации именно со своими сотрудниками, в части HR и других информирований, для того чтобы это было быстрее, удобнее, чтобы охватывать всех в моменте.
Это примеры на стыке технологий и связи, хотя телеком в целом и МТС в частности очень сильно диверсифицировались. У нас уже созрел большой портфель из 10 бизнес-направлений. Это розница, банк, медиа, лайф энтертейнмент, туризм, авто, умный дом и интернет вещей, ИИ, кибербезопасность и реклама. Мы их выделили, обособили и развиваем как отдельные бизнесы. Почти во всех этих направлениях превалирует «цифра». Это связано не только с нашим желанием как компании диверсифицировать бизнес, но и с тем, что центр принятия решения от бизнеса сильно смещается в сторону IT во всех отраслях. Сейчас компаниям важно не просто купить услугу или продукт, необходимо, чтобы они бесшовно легли в существующий IT-ландшафт. Поэтому неотъемлемым участником переговоров с b2b-клиентами стали коллеги из IT-подразделений. Более того, зачастую именно айтишник – ключевой человек, который принимает решение, внедрять или не внедрять новое решение. Потому что если оно перекосит остальные IT-системы, то решение, очевидно, навредит, а не поможет.
Телеком очень сильно меняется и с точки зрения предоставления доступа к себе, к своим услугам, которые он оказывает. То, что мы делаем сейчас внутри МТС, как мы его называем, «Телеком 2.0», – предоставляем инструменты для создания конечных продуктов для наших партнеров. Они позволяют быстро и легко получать доступ к тому, что есть у оператора. Раньше компания-разработчик могла прийти к оператору из «большой четверки» с запросом: а дайте доступ к sms, к голосу, к нумерации, еще к чему-то. Раньше это было невозможно. Сейчас у нас есть такое решение, как платформа коммуникационных сервисов MTC Exolve. Она представляет собой как раз готовое предсобранное решение и API для разработчиков, чтобы они могли создавать свои сервисы.
Я уверен, что в перспективе будут появляться маркетплейсы подобных MTC Exolve решений и в смежных отраслях, совместимых друг с другом. Это не только позволит ускорить разработку, но и упростит внедрение. Крупные операторы связи – это уже не просто телеком. Это в любом случае синтез телекома и IT.
По итогам XIX ежегодного международного форума операторов связи «Телеком 2023», проведенного газетой «Ведомости» 26 апреля 2023 г. в Москве