Диверсификация сегодня – это вопрос развития
В России довольно уникальная ситуация: российские операторы связи так или иначе ограничены в возможности развиваться как операторы связи. Поэтому вопрос диверсификации – это вопрос развития, потому что если бизнес не развивается, то он медленно стагнирует. И если операторские истории по большому счету действительно во многом выбранные, то где взять рост?
Резерв есть в домашнем интернете, по сути, в интернете вещей и промышленности, в частных сетях LTE и т. д., там везде есть серьезные регуляторные ограничения и в общем-то тоже встает вопрос технологического стека и импортозамещения. Безусловно, операторы туда идут. Но это происходит значительно медленнее, чем, наверное, хотелось бы.
Поэтому операторы больше развивают сервисы, будь то сервисы пользовательские, сервисы b2b, создание экосистемы вокруг якорного бизнеса. При этом тут нужно понимать, что, если, например, система интернет-компании создается вокруг высокомаржинального бизнеса, который спонсирует всю остальную экосистему, а у операторов связи якорный бизнес не высокомаржинальный, бесконечно спонсировать всякие развлекательные истории, наверное, ему будет достаточно сложно. Поэтому сервисы должны быстро выходить на самоокупаемость. Поэтому они встраиваются во все остальные продукты оператора связи. Но зато у оператора много данных, которые бы он хотел использовать более эффективно, чем сейчас, в том числе из-за законодательных ограничений. Тем не менее они уже сейчас многое с ними умеют делать. И в том числе в партнерстве с другими игроками рынка, делая совместную аналитику и значительно улучшая качество продуктов, предиктивной аналитики и т. д.
Из этого какой-то универсальной стратегии для каждого оператора, наверное, не сделаешь, у каждого есть свои приложения силы, которые их чаще используют. Какие-то операторы больше играют в финансовые сервисы те же, поскольку, очевидно, от объединения финансовых данных тех же ОФД и операторов связи почти получается универсальный набор для построения любого сервиса. А какие-то больше развивают облачные сервисы, тем более что с учетом ухода иностранных игроков практически все игроки облачного рынка в 2022 г. выросли на 60–70, 80–100%. Такой бизнес получается очень интересный, особенно если оборудование сможешь достать. И, как ни крути, требования к инфраструктуре и желание ее использовать будет у всего бизнеса, возможно, даже у государства, если, например, постановление по ГЕОП пройдет чуть в другом виде, чем оно есть. Но тем не менее клиент явно найдется.
И остаются, скажем так, немного, может быть, за бортом истории, которые больше развивают операторы региональные. Это интеграция операторских продуктов с умными домами. Безусловно, федеральные операторы это тоже делают, но там это более кастомизированные решения, всевозможные домофоны, управляющие компании в качестве клиентов, разработка идет под них.
Также, что сейчас, наверное, не очень любят произносить вслух, улучшение ТВ-приставок. К сожалению, сейчас в регионах это довольно распространенная история. Кстати, в некотором смысле в тренде с общемировой, поскольку развитие цифрового телевидения привело к тому, что операторы must-carry, используя его как основу, добавляют услуги, которые позволяют лучше монетизировать пользователя. И это опять же b2b-истории. Иногда это спам, иногда мошенничество. Но эта часть рынка, будем надеяться, уйдет. А все остальное, очевидно, будет в ближайшие годы развиваться. И в основном некорневой бизнес операторов связи.
По итогам XIX ежегодного международного форума операторов связи «Телеком 2023», проведенного газетой «Ведомости» 26 апреля 2023 г. в Москве