Стимул для развития


Государственные компании, которые с 2018 г. занимаются импортозамещением ПО, оказались более подготовлены к происходящему отключению от внешних IT-рынков. Четыре года назад уже было понятно, что западные страны могут использовать доминирование в IT-сфере в качестве экономического либо политического рычага; это произошло достаточно быстро.

Сегодня в IT много проблем. Рынок мало что «расставляет», а вот история ближайших 2–3 лет все расставит по местам. В России, например, сейчас девять умных звуковых колонок: у «Сбера», «В контакте», «Яндекса» и т. д. Для сравнения: в США их три – у Google, Amazon, Apple. Регулирование – на уровне либо государств, либо финансового сектора – фактически говорит: три колонки сделали, больше ресурсы на это тратить не стоит. А наша фрагментарность бьет и по качеству продукта, и по развитию – как ни говорите, наш рынок достаточен, например, для двух колонок, но для девяти – нет. Компания, занятая банковским сервисом, – какое она имеет отношение к колонкам? Это происходит потому, что деньги государственные, есть тренд на цифровизацию и никто ничего не спросит. Взяли колонку в Китае, добавили свободный софт – вот она, «наша» колонка. К сожалению, смысла в этом для IT-индустрии немного и нам необходимо искать консенсусные решения.

Рецепт, как быстрее развивать российские продукты и как быстрее переходить в новый режим, очень простой. ПО эволюционирует только тогда, когда им пользуются. Западные компании тоже на-гора выдают довольно сырые продукты и дорабатывают на обратной связи. Тем же самым надо заниматься и нам.

С аппаратной частью есть определенные сложности. Планируется, что за счет в том числе диверсификации мировых рынков мы получим доступ к необходимым компонентам. Но сервер, система хранения данных и маршрутизатор – это с точки зрения чипа одно и то же, решающим является ПО. И здесь Россия в хорошем положении. Наши программисты даже в условиях ограничений, действовавших достаточно давно, делают хорошие продукты, востребованные и в мире, и внутри страны. Поэтому я вижу не столько серьезные ограничения, сколько стимул для развития нашей IT-индустрии.

В долгосрочной перспективе, конечно, необходимо налаживать кооперацию – скорее всего, с Юго-Восточной Азией. Там тоже достаточно сильные научные школы, и с этими структурами есть возможность взаимодействия, там нет прямого запрета.

Недавний временный порыв IT-специалистов к релокации был связан в том числе с тем, что внутри страны было достаточно много западных центров разработок. Siemens, Intel, Oracle – технологические компании серьезно вкладывались в создание в России таких центров. При этом зарплаты наших специалистов сопоставимы с Восточной Европой, а то и выше, поэтому в данном случае они шли за качеством человеческого капитала. В первую очередь с помощью инструментов поддержки IT-отрасли этот процесс остановлен, специалисты, которые работали в центрах разработок ушедших западных компаний, успешно трудоустраиваются к отечественным разработчикам.

Кроме того, сильные айтишники ищут интересные задачи. У нас их сейчас очень много. У того же «Ростелекома» – 4G, 5G, 6G. И деньги на это в стране есть. С точки зрения доступности денег мы начали превращаться в такую же экономику, как Америка. До последнего времени мы конкурировали со страной, которая производит деньги. Сейчас мы становимся достаточно обособленными и можем спокойно производить деньги для внутреннего рынка. Учитывая, что наши крупные компании развернулись в сторону отечественных решений, думаю, мы получим продукты, которые нужны.

По материалам сессии «Трансформация и автоматизация бизнеса: российский путь», проведенной газетой «Ведомости» 16 июня 2022 г. в Санкт-Петербурге