Знакомым путем
В контексте сегодняшней повестки устойчивого развития существует общепринятый тезис о зеленой и энергетической революциях. Но компания «Сибур» прошла по этому треку определенный эволюционный путь. В 2019 г. мы приняли стратегию устойчивого развития, в которой указали 32 показателя в соответствии с целями устойчивого развития ООН. В компании была создана интегрированная система менеджмента, сертифицированная по международным стандартам ISO. По прошествии времени я с удовольствием отмечаю, что говорить о тематике устойчивого развития как о чем-то отдельном от текущей деятельности компании уже невозможно.
Все процессы компании сейчас имеют элемент sustainability. Принимая инвестиционные решения, мы проводим скоринг проекта. Более трети показателей успешности проекта полностью соответствуют принципам устойчивого развития, и имеется ряд случаев, когда мы отказываемся от финансово успешных проектов, если они с этими принципами расходятся.
Финансовый блок «Сибура» полностью перезагружен под повестку устойчивого развития. Мы являемся первой нефтегазохимической компанией в России, которая получила кредит, процентная ставка по которому привязана к динамике показателей устойчивого развития ($50 млн от банка UniCredit, ставка по кредиту может меняться как в сторону понижения, так и в сторону повышения в зависимости от результатов достижения целей, определенных на основе принятой «Сибуром» стратегии в области устойчивого развития. – «Ведомости»). Более того, финансовая отчетность будет теперь сдаваться одновременно с отчетом по устойчивому развитию, единым блоком.
ПАО «Сибур холдинг»
Нефтехимическая компания. Совладельцы (данные компании на 12 апреля 2021 г.): Леонид Михельсон (36%), Геннадий Тимченко (17%), менеджмент (14,5%), АО «Согаз» (12,5%), китайская Sinopec (10%), Фонд Шелкового пути (10%). Финансовые показатели (МСФО, 2020 г.): выручка – 523,3 млрд руб., чистая прибыль – 25,6 млрд руб. Операционные показатели (2020 г.): переработка попутного нефтяного газа – 21,2 млрд куб. м, продажи нефтехимической продукции – 5,1 млн т, сырьевых продуктов – 4,3 млн т.
В бизнес-плане «Сибура» показатели устойчивого развития являются значимым элементом оценки менеджмента компании советом директоров. Премии для руководителей и сотрудников компании полностью зависят от этого.
Блок R&D компании работает над проектами в сфере экономики замкнутого цикла, зеленых технологий, водородной энергетики. Есть конкретные проекты по улавливанию CO2. Есть интересный проект по зеленой грануле ПЭТ: мы будем собирать по всей России пластик, перерабатывать и использовать при синтезе первичного полимера.
Однако мы осознаем определенный вызов в дальнейшем продвижении повестки устойчивого развития: куда и как она будет эволюционировать? Здесь важен ответ по ряду чувствительных направлений для нашей экономики. Все, что касается возобновляемых источников, ресурсов, сырьевой базы, – крайне важный вопрос.
Является ли выбранное радикальное направление экологически чистым? Приведу пример из нашей нефтегазохимической отрасли. Значительная часть продукции делается из побочных продуктов нефте- и газодобычи. Можно сказать, что в полимерах «Сибура» фактически отрицательный углеродный след, так как мы противодействуем сжиганию в факелах попутного нефтяного газа: мы его интегрируем в продукцию, фактически ловим этот CO2. Тем не менее в соответствии с новыми требованиями это считается невозобновляемым источником сырья. А в той же Бразилии, когда тракторами с использованием ГСМ вспахиваются поля, всё засыпается удобрениями, а сахарный тростник перерабатывается с огромным углеродным следом, выпускаемая продукция считается зеленой. Важно получить обоснованную позицию российского научного сообщества, чтобы быть правильно представленными на международных площадках.
Что еще важно. Если взять ESG-повестку, очевидно, что environmental и governance скоро станут привычными и распространенными процедурами, и огромный потенциал заложен в social. Но я, например, плохо представляю, как мы будем подтверждать мультикультурное разнообразие в советах директоров и прописывать национальный состав в подразделениях компаний. У нас со времен СССР есть определенный национальный опыт. В свое время графу национальность уничтожали – теперь, получается, ее надо возвращать? В итоге от рейтинговых агентств мы будем получать минусы, потому что не можем следовать международной практике. Нужно консолидироваться и четко выступить, отстаивая национальные интересы – как экологические интересы, так и наш сложившийся культурный код.
Текст подготовлен по материалам III ежегодного Национального форума по устойчивому развитию, проведенного газетой «Ведомости» 19 мая 2021 г. в Москве