Больше, чем театр. Громкие премьеры 2022 года, на которые еще можно успеть
Театральные постановки, прогремевшие в ушедшем году, на которые стоит сходить этой зимойО страхе смерти и спасающей силе любви. О борьбе с похотью и о том, как люди разучились слышать друг друга. Наконец, о судьбах самых обычных людей, говорить о которых пришло время. «Ведомости. Город» опросил театральных критиков и рассказывает о самых ярких премьерах, которые вышли в московских театрах в 2022 г. И на них еще можно успеть этой зимой.
О любви без лишних слов
Как остаться человеком, когда вокруг рушится мир, – вопрос, который поднимает спектакль «Поцелуй. Конармия» на сцене Театра на Таганке. Постановка режиссера Дениса Азарова рассказывает историю любви, которая превозмогает тьму и спасает даже в очень трудные времена. За основу взят чувственный рассказа Бабеля «Поцелуй» из сборника «Конармия» о Гражданской войне. Рассказ о любви молодого военного и дочери школьного учителя на фоне всеобщего хаоса занимает не больше десяти страниц. Так и в самом спектакле немного слов. Состояние героев режиссер выражает через пластику – язык тела доносит то, что нельзя сказать словами. «Постановщикам удалось передать, как несокрушимая сила любви справляется с ужасами реальности, возвращает человеку его место, узаконивает его важность. «Поцелуй. Конармия» уже названа самым жизнеутверждающим спектаклем сезона», – рассказала «Ведомости. Городу» директор Театра на Таганке Ирина Апексимова. Премьера состоялась в октябре, ближайший спектакль в новом году – 20 января.
О борьбе человека с похотью
Спектакль «Отец Сергий», который Московский театр юного зрителя представил в январе, создан по одноименной повести Льва Толстого. К прозе великого мыслителя режиссер Кама Гинкас обратился впервые, имея за спиной постановки по произведениям Чехова и Достоевского. В этот раз Гинкас взял в работу повесть о молодом князе, которому пророчили блестящую карьеру. Но узнав о связи своей невесты с императором, он подает в отставку и уезжает в монастырь. Эта история не только о том, что, будучи монахом, главный герой отрубает себе палец, лишь бы побороть похоть. На самом деле, как отмечает сам Кама Гинкас, «Отец Сергий» – это трагедия человека, который тщетно пытался достичь абсолюта. Спектакль вошел в лонг-лист российской национальной театральной премии «Золотая маска». Ближайшие спектакли в 2023 г. – 21 января и 17 февраля.
О судьбе обычной Тани
В апреле художественный руководитель Театра на Малой Бронной Константин Богомолов представил свой новый спектакль «Таня». Пьесу написал советский драматург Алексей Арбузов, посвятив ее истории взросления и любви обычной девушки Тани. Она настолько беззаветно посвящает свою жизнь любимому мужу, забыв про себя, что в итоге теряет все и сталкивается со множеством бед. Так комментирует свою работу Богомолов: «Сейчас пришло время историй, рассказывать простые человеческие истории – это очень важно». Спектакль имеет лаконичную сценографию, на фоне которой крупным планом представлены главные герои, что позволяет зрителю полностью погрузиться в их эмоции и атмосферу происходящего на сцене, рассказала «Ведомости. Городу» актриса Аня Патокина (исполняет роль главной героини): «Спектакль «Таня» в каждом зрителе отзовется по-своему». Ближайший показ в новом году – 29 января.
Об извечном страхе смерти
В сентябре в Театре наций прошла премьера спектакля «Саша, привет». Режиссер Марат Гацалов перенес на сцену новый роман писателя Дмитрия Данилова – антиутопию о мире, в котором преподаватель филологии приговорен к смертной казни. Теперь каждый день он должен проходить по коридору, где в спину смотрит пулемет по имени «Саша». День, когда он выстрелит, определит компьютер – может, уже завтра, а может – через десятки лет. «Тема выбрана извечная: человек в напряженном и удивленном ожидании смерти. Похоже то ли на «Кафку», то ли на набоковское «Приглашение на казнь», – отметил в разговоре с «Ведомости. Городом» театральный критик Глеб Ситковский. – Во многом успех спектакля предопределен фантастически точной работой Игоря Гордина (исполняет роль главного героя) и филигранной музыкальной партитурой Владимира Раннева». Ближайшие даты, куда можно купить билеты, – 20 и 21 февраля.
О фатальных ошибках родителей
Спектакль про то, что люди перестали слышать друг друга, в Театре сатиры поставил режиссер Никита Кобелев. Постановка «Этот ребенок», в основе которой пьеса французского драматурга Жоэля Помра, состоит из десяти эпизодов. На сцене, по словам театрального критика Павла Руднева, представлена галерея скетчей о драматических взаимоотношениях родителей и их детей. Каждая маленькая история повествует о фатальных ошибках взрослых. При этом, по замыслу режиссера, спектакль поднимает вопрос о том, что не только родители разучились понимать своих детей, но и в целом – люди друг друга. Ближайший показ – 19 января.
О потребности в свободе
Спектакль «Гроза» в театре «Сатирикон» стал очередной трактовкой самой знаменитой пьесы Островского о том, как жена изменила мужу. На примере одной семейной драмы постановка Константина Райкина говорит о потребности в свободе для живой жизни и о том, что несвобода для нее убийственна. Потому что, как отмечает режиссер, «засилье в обществе мещанского канона как положено, как прилично, как неприлично – это опошление, снижение духовной планки». Спектакль плотно наполнен музыкой – от фольклора и церковных песнопений до джаза и рока. А трагическую роль главной героини исполняет Мария Золотухина – внучка народного артиста Валерия Золотухина. Ближайшие спектакли – 19 и 20 января.