Сокровища метро, «русские дикие» и еще три главные выставки этого лета

«Ведомости. Город» выбрал самые яркие проекты сезона
На выставке «Высоко под землей» рассказывается, что не только искусство повлияло на метро, но и метро повлияло на искусство
На выставке «Высоко под землей» рассказывается, что не только искусство повлияло на метро, но и метро повлияло на искусство /Сергей Лукьянов / Музей Москвы

Неочевидная история русской фотографии, шедевры «подземного музея», масштабная ретроспектива Ильи Машкова – от авангарда до китча, тайные знаки с гравюр Брейгеля, «русские дикие» встречают Энди Уорхола. Подборку самых ярких выставочных проектов лета составил «Ведомости. Город».

«Высоко под землей»

По случаю 90-летия столичного метро Музей транспорта Москвы подготовил выставку об искусстве, которое прячется под землей. В экспозиции собрали оригинальные эскизы, фотографии и другие архивные материалы, дополнив специально созданными макетами и мультимедийными экспонатами. Посетители Музея Москвы увидят порядка 350 объектов из более чем 25 государственных и частных коллекций.

У выставки, как объясняют организаторы, сразу несколько задач. Главная – представить московское метро как один большой «подземный музей», на экспонаты которого мы порой не обращаем должного внимания – скульптуры, мозаики, литые люстры. Как признается в разговоре с «Ведомости. Городом» куратор выставки Никита Голованов, задумка была еще и в том, чтобы дать возможность посмотреть на все эти шедевры свежим взглядом: «Мы хотели, чтобы у посетителей выставки и у пассажиров метро появилось желание чаще останавливаться у этих объектов и вглядываться в то, что нас там окружает».

Сердцем экспозиции стало центральное пространство с объемными экранами, на которых подземные статуи и яркие мозаики «оживают» на глазах. Периметр рассчитан на более вдумчивый осмотр: здесь подробно рассказывается, как создавалось оформление конкретных станций. Любопытно, что у выставки, посвященной метрополитену, где все передвижения строго регламентированы, нет единственно правильного маршрута. Как признается Голованов, он не хотел давить на посетителей: «Зрители могут погулять по центральному залу, потом вернуться и начать изучать боковые разделы – мы им ничего не диктуем».

Сами экспонаты разделены на четыре тематических блока. В разделе «Знакомое» собраны оригиналы и цифровые копии витражей, медальонов, светильников. Здесь посетителей ждет больше всего интересных открытий. «Есть одна история, о которой я сам узнал только в процессе подготовки выставки, – рассказывает Голованов. – Например, витраж, который у многих ассоциируется с храмовой архитектурой, в СССР очень долго не использовался, пока в 1951 г. не появилась станция «Новослободская». Благодаря архитектору Алексею Душкину и художнику Павлу Корину витраж вернулся в семью изобразительных искусств. Поэтому на выставке мы рассказываем о том, что не только искусство повлияло на метро, но и метро повлияло на искусство».

До 24 августа 2025 г.

«Русские дикие»

Выставкой «Русские дикие» Музей русского импрессионизма хочет шокировать зрителей так же, как 120 лет назад парижан шокировал Осенний салон. Тогда в одном из его залов были собраны работы Анри Матисса, Жоржа Руо, Андре Дерена, Мориса Вламинка. По тем временам вызовом общественному вкусу в их работах было буквально все – от грубых форм до неестественно ярких красок. Публика была возмущена, а критик Луи Воксель назвал Матисса и его единомышленников «дикими» (les fauves), благодаря чему в искусствоведении появились термины «фовизм» и «фовисты».

В Музее русского импрессионизма работы фовистов сопоставляются с произведениями русских художников того же времени: Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова, Давида Бурлюка, Ильи Машкова и т. д. На отечественную публику начала ХХ в. их работы производили почти такое же сильное впечатление, да и критики не стеснялись в выражениях. На выставке «Русские дикие», подготовленной совместно с Пушкинским музеем, собрано 113 работ из полусотни частных и музейных собраний. Здесь есть как «Просушка парусов» Андре Дерена, участвовавшая в Осеннем салоне 1905 г., так и работы малознакомых широкой публике русских авангардистов вроде Иосифа Школьника или Бориса Царнаха.

Для усиления шокового эффекта в самом начале выставки расположена совместная картина граффити-художника Жан-Мишеля Баския и знаменитого Энди Уорхола из коллекции Русского музея. Несколько работ французских фовистов помещены в отдельную клетку в центре выставочного пространства. Так организаторы выставки буквально проиллюстрировали призыв парижской критики. На третьем этаже музея расположился проект Matisse Remix, объединивший работы современных художников, которые переосмысляют наследие Матисса.

До 28 сентября 2025 г.

«Илья Машков. Авангард. Китч. Классика»

В Третьяковской галерее на Кадашевской набережной чествуют Илью Машкова, одного из главных художников русского авангарда. По своему размаху (порядка 200 работ) это едва ли не первая столь масштабная ретроспектива художника за всю историю.

«Машков был фанатом живописности, – объясняет в разговоре с «Ведомости. Городом» куратор выставки Кирилл Светляков. – Мне было важно показать весь его творческий путь, поэтому в отдельных случаях ранние работы сопоставлены с самыми поздними, чтобы наглядно продемонстрировать изменения». В экспозиции собраны знаковые вещи мастера от его радикальных экспериментов в составе «Бубнового валета» до поздних работ периода соцреализма. Есть на выставке и настоящие раритеты – например, несколько полотен, которые приехали из Минска, или совсем недавно отреставрированная картина «Портрет красного партизана А. Е. Торшина».

Еще одной важной кураторской задумкой стало сопоставление работ Машкова, относящихся к разным жанрам. «Он был очень подвижным художником в плане перехода из одного жанра в другой, в этом смысле он напоминает Сезанна, – объясняет Светляков. – Но были у него и свои отличия, например большой интерес к обнаженной натуре, которая у Сезанна чаще всего стилизована. Если французский художник скорее сторонился тактильности, то Машков, наоборот, ее развивал. Он мог писать лежащую обнаженную модель, но при этом выстроить композицию по принципу натюрморта».

До 26 октября 2025 г.

«Не только Брейгель»

Взглянуть на мир, каким его видели средневековые европейцы, предлагает выставка «Не только Брейгель» в одном из залов главного здания Пушкинского музея. Это камерный и вдумчивый проект, полностью посвященный истории нидерландской гравюры XVI в.

Все представленные на выставке работы были напечатаны антверпенским издательством «На четырех ветрах», которое в 1550 г. открыл художник Иероним Кок. Его начинание стало процветающим очень быстро. В то время печатная графика, которую научились выпускать большими тиражами, открыла людям глаза на окружающий мир: знакомила с дальними краями, иллюстрировала нормы морали и решала множество других задач. «Кок стоял у истоков насыщения мира визуальными образами, по сути, он начал тот процесс, который мы переживаем сейчас с цифровой фотографией», – объясняет куратор выставки Наталия Маркова.

На выставке показаны гравюры, созданные по рисункам выдающихся европейских художников, в том числе Рафаэля, Бронзино и Питера Брейгеля Старшего. Их можно подолгу рассматривать, изучая детали, ведь каждая имеет скрытый смысл. Например, на портрете самого Кока череп в руках указывает на то, что работа создавалась уже после его смерти. А на аллегорической композиции Брейгеля «Гордость» можно выискивать разбросанные тут и там павлиньи перья – символ тщеславия.

До 12 октября 2025 г.

«Сообщение»

Фонд Ruarts рассказывает «другую историю российской фотографии». С таким подзаголовком в Москве проходит выставка «Сообщение» из произведений более чем 40 фотохудожников, созданных в период с XIX до XXI в. Хрестоматийная история фотоискусства обычно преподносится через призму того, как со временем менялись технологии съемки, или же через «биографии» отдельных жанров. Куратор Дарья Панайотти решила пойти другим путем. Не претендуя на всеохватность, она исследует, как по-разному может трактоваться тема отношений человека и общества.

У фотографов всегда были некоторые трудности с восприятием себя как единого сообщества с какой-то непрерывной традицией, что отражено и в экспозиции, объясняет куратор в разговоре с «Ведомости. Городом». «Например, у нас вы увидите замечательную серию Виты Буйвид, которая заигрывает с визуальным каноном семейной фотографии. Это групповые фото, но все семьи изображены спиной к фотоаппарату. Еще один пример – снятая сверху масштабная панорама майского парада на Красной площади работы Дмитрия Бальтерманца, где торжественность сочетается с ощущением дежурной ритуальности советского праздника», – рассказывает Панайотти.

На выставке зритель сможет познакомиться с наиболее значимыми российскими фотохудожниками. Но даже самые хрестоматийные имена вроде Густава Клуциса представлены не самыми очевидными работами. Из наиболее молодых участников можно упомянуть участницу текущего набора «Открытых студий» «Винзавода» Полину Рукавичкину и Федора Максимишина, который много работает с искусственным интеллектом.

До 19 октября 2025 г.

Самое популярное
Другие города
Архитектурный дайджест: лунная башня, библиотека возле океана и бар из акрила
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Наш город
Зима уже близко: на выходных в столичный регион придут холода с метелью
Метеорологи прогнозируют резкое ухудшение погоды в ночь на субботу
Наш город / Мнение
Маршрутами Гиляровского
Как отразилось прошлое, настоящее и будущее столицы в творчестве писателя и краеведа
Свободное время
Между реальностью и фантазией: как побывать на новогодней сказке
Подборка праздничных шоу для детей и подростков
Свободное время
Черная семейная комедия, новая жизнь Деревянко и еще пять кинопремьер декабря
Что смотреть в кинотеатрах в начале зимы
Свободное время
Куда пойти в декабре: афиша самых интересных мероприятий в городах России
Как провести свободное время в конце года
Свободное время
Грузинский пир, русская сказка и диско-гламур: где и как встретить 2026 год
Рестораны столицы предлагают не просто ужины, а готовые концепции праздника
Наш город
До зимы еще далеко: на выходных в Москве ожидается кратковременный снег
Но формирование полноценного снежного покрова не предвидится
Наш город
Реквием по «Патрикам»: почему самый модный район Москвы теряет популярность
Как возникает и почему угасает востребованность городских локаций
Свободное время
Цирк, балет и много волшебства: как порадовать малыша в Новый год
Праздничные елки для самых юных зрителей
Свободное время
Елка для взрослых и царские куклы: куда пойти в выходные 6–7 декабря
Только интересные события в Москве
Культурный город
Геометрическое наследие: в Дохе открылся музей Макбула Фиды Хусейна
Проект индийского архитектора Мартанда Хосла основан на эскизе самого художника
Другие города
Архитектура, дизайн и урбанистика: главные события декабря
Отраслевые конференции и выставки в России и за рубежом
Другие города / Интервью
Надежда Замятина: «Если долго жил на Севере, на юг лучше уже не переезжать»
Директор Центра арктической и северной урбанистики – о жизни городов за полярным кругом
Наш город
Без колебаний: в столичном регионе сохранится аномально высокая температура
Превышение над климатической нормой составит пять градусов