Москва экспортирует. Чем удивят на «Иннопроме» городские производители
Столичные предприятия ищут партнеров в странах СНГ, Африки и Латинской АмерикиМеждународная промышленная выставка «Иннопром. Центральная Азия» во второй раз стартовала в столице Узбекистана, Ташкенте, 25 апреля. За три дня здесь представят свою продукцию более 200 компаний из России, Казахстана, Узбекистана, Белоруссии, а также стран дальнего зарубежья: Германии, Франции, Турции.
Московская промышленность представлена на «Иннопроме» на коллективном стенде. Второй год подряд его организует Центр поддержки экспорта, промышленности и инвестиционной деятельности «Моспром».
Столичные компании представят здесь свою продукцию в различных областях: световое оборудование для архитектурного и промышленного освещения, оборудование в области машиностроения. А также образцы оптических кабелей, интерактивные комплексы, например детские интерактивные столы и автоматические напольные санитайзеры, сетевые устройства для обеспечения безопасности и др.
«Иннопром» – это маркер интереса России к Средней Азии. За последние пять лет объем инвестиций РФ в экономику Узбекистана увеличился в 2 раза», – рассказала директор информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства при МГУ (ИАЦ МГУ) Дарья Чижова.
«Товарооборот непосредственно между Москвой и Узбекистаном в 2021 г. увеличился на 23,5% и составил $1,25 млрд, – заявила, в свою очередь, «Ведомости. Городу» заместитель генерального директора центра «Моспром» Елена Москаленко. – Промышленный экспорт Москвы в Узбекистан растет: по данным 2021 г., объем экспортных поставок увеличился на 35% за два года, сегодня это $536,4 млн. В 2021 г. для московских компаний мы провели на «Иннопроме» в Ташкенте более 100 деловых встреч с представителями государственных компаний и бизнеса».
Презентация московской промышленности в этом году будет сочетать офлайн- и онлайн-форматы. У каждой из восьми компаний – участников коллективного стенда столичных производителей будет своя виртуальная площадка, которую можно увидеть благодаря VR-очкам. Потенциальные партнеры смогут совершить виртуальный тур по московскому предприятию, познакомиться с производственными процессами.
Для заместителя генерального директора производственной компании NexTouch Ильи Федорушкина участие в «Иннопром. Центральная Азия» – возможность найти новых партнеров в IT-секторе. «Есть планы по заключению соглашений с постоянными представителями – дистрибуторами программных и аппаратных решений, системными интеграторами. Наша цель – заключить как минимум три контракта на суммы до 200 млн руб.», – поделился он.
NexTouch – производитель интерактивного оборудования, аппаратно-программных комплексов, а также программных решений для системы образования, в том числе для инклюзивного. Фирма работает с 2013 г. «В настоящее время объем выпускаемой продукции достигает 2000 единиц в месяц, более 30 различных типов устройств. Оборот компании в 2021 г. составил свыше 1 млрд руб.», – сообщил Федорушкин. Ранее продукцию NexTouch уже закупали в Литве, Германии, ОАЭ, сообщил замглавы компании. «На «Иннопроме» планируем найти деловых партнеров в странах СНГ и Ближнего Востока. Еще нас интересует Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркменистан, Монголия, Индия, Пакистан, Иран», – добавил представитель NexTouch.
Заместитель генерального директора по строительству «Солар системс» Виктор Белов акцентировал внимание на том, что его компания готова работать с любой страной, где развиваются возобновляемые источники энергии. «Мы строим солнечные электростанции под ключ с 2014 г., в 2017–2021 гг. «Солар системс» построены под ключ и введены в эксплуатацию 20 солнечных электростанций в пяти регионах РФ, в 2022 г. будут введены в эксплуатацию еще шесть солнечных электростанций в Башкирии, Краснодарском крае и Ульяновской области», – поделился он с «Ведомости. Городом». В планах у «Солара» до 2024 г. ввести в строй восемь электростанций в Дагестане и Забайкалье. «По зарубежью мы активно работаем сегодня с Казахстаном. Нам интересен выход на пространство СНГ, Азии и Африки», – подытожил планы компании Белов.
Заместитель директора по стратегическим и международным проектам IT-компании «Код безопасности» Олег Кравчук поделился достижениями в прошлом году: оборот составил около 5,6 млрд руб. Компания была основана в 2008 г. «Наше предложение для экспорта на текущий момент включает в себя помощь в защите от различных типов кибератак. Мы занимаемся централизованными программно-аппаратными комплексами для защиты сетевой инфраструктуры и создания сетей VPN, комплексной защитой и контролем целостности систем разной сложности», – рассказал он «Ведомости. Городу».
Для компании приоритетным направлением для расширения географии присутствия сегодня стали страны СНГ, Африки и Латинской Америки, не входящие в список «недружественных стран», заявил Кравчук. «Помимо уже имеющихся запасов продукции мы готовы к быстрому наращиванию объемов производства при необходимости, а также рассматриваем возможность частичной локализации производства», – пояснил он. У «Кода безопасности» есть опыт и самостоятельного поиска зарубежных партнеров. В частности, компания поставляла средства защиты информации для армии Чили.
Генеральный директор компании – участника «Иннопрома», «Имя-авто», Кирилл Фортов отметил, что его предприятие производит переоборудование любых видов автомобильной техники. «Мы приспосабливаем стандартный коммерческий фургон к конкретным нуждам покупателей. Автомобили используются в различных отраслях, начиная с перевозки денежной выручки и ценностей и заканчивая автомобилями для рыбалки и перевозки животных», – рассказал Фортов «Ведомости. Городу».
«Имя-авто» исполнилось 30 лет, объемы производства в год составляют от 1 млрд до 1,5 млрд руб. «Если считать в собранных автомобилях, то мы можем производить до 60 сборочных комплектов в месяц. Мы готовы изготавливать на экспорт все внутренности для такой переделки, а потом отправлять их конечному клиенту для установки в стране-импортере. Подобная схема нами уже была опробована. Недавно поставили 30 комплектов в Казахстан на общую сумму, превышающую 35 млн руб. Аналогичные контракты у нас есть с Киргизией», – говорит гендиректор компании в разговоре с «Ведомости. Городом». В настоящий момент нахождение новых рынков сбыта – первоочередная задача любого производителя, добавляет Фортов.
Московская продукция на зарубежных рынках: цифры
По данным департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы, промышленный сектор столицы растет после пандемии: за 2021 г. Москва экспортировала несырьевые товары, от продовольствия до техоборудования, в 186 стран мира. Общая сумма по этим контрактам составила $33,48 млрд. В январе 2022 г. экспортеры Москвы поставили продукцию в 136 стран на почти $2 млрд, и наибольшую долю занимает экспорт продукции промышленных предприятий города на $1,6 млрд.
Московской промышленности в 2021 г. удалось добиться роста экспорта на десятки процентов по сравнению с 2020-м: в механическом оборудовании – на 39,7%, электрических устройствах – на 30,4%, косметике – на 28,9%. Больше всего столичную продукцию покупали в 2021 г.: Казахстан ($3,4 млрд), Белоруссия ($3,22 млрд), Китай ($1,69 млрд), Алжир ($1,41 млрд).
Во Вьетнаме и ОАЭ лидером продаж стала столичная кабельная продукция, в Индии, Чили и Перу – оборудование для фильтрации, отмечают в департаменте.
Сможем заменить
Актуальной задачей для московских производителей сегодня стало импортозамещение. Компания NexTouch планирует полностью заместить иностранные бренды производителей систем отображения, ушедшие с российского рынка, такие как LG, Samsung и др.
Кравчук из «Кода безопасности» отметил, что в связи с уходом иностранных компаний с отечественного рынка «одной из ключевых точек роста станет замена всего того, что касается защиты сетевой инфраструктуры, IT-периметра, каналов связи и систем удаленного доступа». В первую очередь его фирма нацелена на замену услуг таких западных компаний, как Cisco, CheckPoint, FortiGate, McAfee, Palo Alto и др. «Не на 100% и сразу, но сможем предоставить качественный продукт», – пояснил он.
Белов из «Солар системс» добавил, что импортозамещение в его компании было реализовано и ранее. «Наши комплектующие для строительства и эксплуатации солнечных электростанций на 70% отечественные, и уровень локализации будет расти», – резюмировал он.