Компания моМентального реагирования
Как CEO может сэкономить миллиарды, работая с эмоциональным состоянием коллективаВ российских компаниях все чаще используют специальные программы и методики, чтобы сделать сотрудников счастливее и, как результат, продуктивнее. Как западный подход к well-being (буквально «благополучию») на рабочем месте преобразуется согласно национальным паттернам и пониманию конкретных руководителей, обсудили участники прямого эфира «Ведомостей» на полях Петербургского экономического форума.
Современные практики благополучия – это комплексный подход к работе с персоналом по нескольким направлениям: улучшению физического и ментального здоровья, созданию прозрачных и понятных условий для карьерного роста и финансовой стабильности и формированию здоровой рабочей среды. Согласно зарубежным исследованиям, счастливые работники на 20% продуктивнее, чем чувствующие себя несчастными. Но пока что в России, говорит управляющий партнер Strategy Partners Валерия Плотникова, только треть компаний внедрили программы well-being. При этом 45% сделали это пару лет назад, некоторые – довольно формально. Работодатели признают, что экономические кризисы, геополитическая напряженность и связанные с ними стрессы «бьют» по сотрудникам все сильнее: потери бизнеса от эмоционального выгорания и так называемых «тихих увольнений» (когда люди делают вид, что работают) исчисляются миллиардами. И не только признают, но и работают над исправлением ситуации.
Исполнительный директор ГК «Эфко» Сергей Иванов рассказал, что компания «перевела себя «в кризис» четыре года назад»: каждому топ-менеджеру были розданы зеркала с надписью «Мышь не рождает гору». Таким образом людям дали понять, что компания выживет, если станет большой, и каждый ее сотрудник тоже может стать «большим человеком», то есть «проехаться» по карьерному лифту. Весь рекрутинг «Эфко» «заточен» на поиск молодежи, которая имеет потенциал вырасти до топ-менеджеров. Как только они становятся сотрудниками компании, им предлагаются различные тренинги и курсы.
Генеральный директор группы «Самолет» Антон Елистратов в прошлом году назначил руководителем HR-подразделения специалиста по цифровой трансформации. Компания стала все «замерять, оцифровывать и сравнивать». В итоге сотрудникам была сохранена удаленка, предложен гибкий рабочий график, неформальный дресс-код, возможность пройти диспансеризацию (или быстрый check-up) и даже сделать массаж. Не говоря уже о различных клубах по интересам (сам Елистратов – участник книжного клуба, бегового клуба и даже клуба для похудения).
Генеральный директор группы «Ренессанс страхование» Юлия Гадлиба отметила, что несколько лет назад компания стала инвестировать не только в обучение и развитие сотрудников, но и в их психологическую поддержку. В «Ренессанс страховании» выстроена система диагностики состояния команды через «пульс-опросы», опросы ENPS – это позволяет менеджменту держать руку на пульсе настроений коллектива. В частности, было выявлено, что людям нужно больше коммуницировать с менеджментом для обмена информацией и получения поддержки. Разговоры через Zoom постепенно сменились на живое общение и рабочие «летучки». «Когда ты чувствуешь энергетику и улыбку – это работает абсолютно по-другому», – говорит Гадлиба. Топ-менеджмент регулярно информирует команду о том, что требует особого внимания, где дела идут хорошо, а где появились проблемы. Сотрудники могут участвовать в корпоративных группах психологической помощи, а консультации с психологом включены в пакет ДМС. Корпоративные наработки нашли отражение и в продуктовой линейке: в ДМС-программы для клиентов «Ренессанс страхование» включило и помощь психолога, и тренировки по фитнесу.
«Сбер» также проводит регулярные пульс-опросы и по их результатам предпринимает меры, поддержал коллегу научный руководитель созданной банком Лаборатории нейронаук и поведения человека Андрей Курпатов. Согласно опросам «Сбера», в начале 2022 г. заботу о себе со стороны компании ощущали 69% сотрудников, а под конец – уже 75%. HR-платформа банка снижает количество рутинной нагрузки на кадровый персонал и «они больше времени работают уже как HR-партнеры или даже психологи-консультанты», говорит психотерапевт. Чутко реагировать на проблемы сотрудников, оказывать при необходимости поддержку – это часть корпоративной культуры «Сбера».
«Ренессанс страхование» видит растущий спрос со стороны клиентов на работу с ментальным здоровьем и эмоциональным состоянием коллектива, говорит Гадлиба. Компания может провести аудит состояния сотрудников, предлагая им через мобильное приложение пройти опросы (например, «индекс здоровья») или тесты на тревожность. «Ренессанс страхование» также готово организовывать вебинары со специалистами, привозить в офисы психологов, предлагать различные интерактивные программы. «При кажущейся популярности психологических консультаций есть любопытный факт: пользуются этой опцией всего 5-10% сотрудников, хотя предлагается она абсолютно всем. Люди часто не готовы пойти к «живому» психологу, чтоб рассказать о проблемах, – говорит Гадлиба. – Наши клиенты это видят, и мы сейчас работаем над решением, каким образом оказать психологическую поддержку большему количеству сотрудников».
«Самолет» публично заявил, что финансовые результаты компании напрямую зависят от качества жизни его сотрудников, средний возраст которых – 35-36 лет, мужчин и женщин приблизительно поровну. По словам Елистратова, только с начала этого года 2000 работников прошли разного рода обучение, уровень вовлеченности – почти 87%. Работодатель стремится дать людям свободу быть самими собой и возможности для самовыражения, а также психологическую безопасность. «Переизобретать себя, делать что-то новое и крутое, выявить «боль» клиента, понять ее, предложить фундаментальное решение на основе изученных данных», – все это делает человека счастливым и в итоге идет на пользу компании. Как результат – добровольная текучка у «Самолета» составляет 1,7%. Из более чем 40 цифровых проектов компании десятая часть касается HR: «Мы пытаемся предсказать, когда человек «выгорел» и хочет уйти, по анализу того, как он ведет себя в чатах, на встречах и в корпоративной переписке (по срокам и характеру ответов)», – рассказал Елистратов.
Сами по себе технологии не сделают человека счастливым и лояльным, отметил Андрей Курпатов. Сначала надо решить проблемы, львиная часть которых связана с тем, что у большинства сотрудников утрачен образ будущего. Например, в Петербурге в прошлом году уровень выгорания составлял 55%. Это проблема не только России, на Западе тоже безостановочно ищут work-life balance (баланс между жизнью и работой). Искусственный интеллект действительно может подсказать, когда человек выгорает. Но он не даст человеку силы, чтобы с этим бороться. Сейчас 20-летние работники требуют от работодателей, чтоб те их опекали, вдохновляли и т. д., то есть обращаются к ним, по сути, как к родителям. Но поколение Z – это уже не малыши, а взрослые люди. И они сами должны брать ответственность за свою судьбу в свои руки.