«Рынок защиты от DDoS достаточно быстро растет»

Глава EdgeЦентр рассказал о накопленном опыте и планах международной экспансии в дружественных странах и БРИКС, где планируют развиваться российские компании
Пресс-служба EdgeЦентр

По данным компании RuVDS, спрос на облачные сервисы и хостинг в России в 2023 г. увеличился на 17,5% против 6% годом ранее. Рост обеспечили новые клиенты из дружественных стран, а также компании, которые нуждаются в защите от DDoS‑атак, ставших популярным средством конкурентной борьбы. Генеральный директор компании EdgeЦентр Михаил Шурыгин рассказал, кто на рынке заменил клиентов из США и Европы, почему в России пока не удается создать полноценную замену YouTube и зачем российский провайдер развивает собственные сервисы генеративного ИИ.  

– В 2022 г. многие ждали обвала на рынке хостинга из-за ухода крупнейших заказчиков, в том числе международных банков. Как изменился состав ваших клиентов с точки зрения страновой принадлежности и профиля бизнеса, удалось ли компенсировать потери?

– По очевидным причинам многие европейские и американские компании ушли из страны, но появились новые клиенты, которые хотят развивать свой бизнес в России и дружественных странах. В первую очередь, речь о китайских компаниях, а также клиентах из стран СНГ – Казахстана, Армении, Белоруссии. Есть категория клиентов, которые решили продолжать свой бизнес в РФ, сменив собственника на местный менеджмент либо найдя российского инвестора. Достаточно большая категория заказчиков ‒ иностранные банки, в том числе казахские, у которых появилось значительное число российских потребителей. Работая с клиентами из России, эти компании должны соблюдать закон о персональных данных, в частности, хранить персональные данные россиян на серверах в РФ, что делает таких игроков нашими потенциальными клиентами.

– Если говорить о клиентах из Китая, то что это за компании и какие у них запросы?

– Мы в октябре 2022 г. подписали меморандум о сотрудничестве с компанией China Mobile – одним из крупнейших телеком-операторов Китая. Она направляет к нам своих клиентов, у которых есть интересы на российском рынке. Если говорить о конечных клиентах, то профили у них разные: есть игровые компании, поставщики решений в сфере ИТ-инфраструктуры и т. д. Мы ожидаем, что в этом и в следующем году число компаний из Китая будет расти.

– В последние два года число DDoS-атак на госсектор и бизнес-структуры значительно увеличилось. Что происходит на рынке сейчас, появляются ли новые решения по защите от DDoS-атак? 

– Вектор атак постоянно меняется, появляются новые группы хактивистов (от слова «активист», группы людей, которые объединяются на добровольной основе, чтобы попытаться помешать работе сайтов, принадлежащих компаниям или странам, к которым у них есть претензии ‒ прим. ред.). Часто хакеры атакуют сайты, не имеющие никакого отношения к российскому государству, но которыми пользуется большое количество людей. Таким образом инициаторы атак пытаются наказать жителей страны за действия правительства. К сожалению, этот тренд в ближайшее время, скорее всего, не закончится, учитывая, сколько возникает новых конфликтов на политической и идеологической основах. Те же группы «хактивистов» в свободное от политической борьбы время могут браться и за «коммерческие» заказы. В целом с начала СВО количество атак выросло в 2‒3 раза.

На российском рынке есть несколько игроков, которые предлагают решения по защите от DDoS-атак. Наша компания, например, не концентрируется только на Москве и инвестирует в инфраструктуру в регионах, что позволяет быть ближе к клиентам, аудитория которых не сосредоточена исключительно в Центральной России. Сейчас, помимо стандартного продукта по защите от DDoS-атак, мы внедряем решение на базе искусственного интеллекта ‒ нейросеть помогает определить вектор атаки.

В частности, это позволяет бороться с набирающими популярность атаками при помощи ботнетов, когда запросы на сайт отправляют не пользователи, а зараженные вирусом умные устройства – от смартфонов до умных телевизоров.

В целом рынок защиты от DDoS достаточно быстро растет. Раньше с этой угрозой сталкивались только большие компании, сейчас к нам достаточно часто приходят представители малого и среднего бизнеса, которых «заказали» конкуренты.

– Достаточно большая часть вашего бизнеса ‒ это SaaS (software as a service  – сервис как услуга: подписчикам предоставляется готовое прикладное программное обеспечение, полностью обслуживаемое провайдером – прим. ред.) и другие схожие сервисы. Эта услуга появилась достаточно давно, что изменилось с тех пор в ее концепции?

– Да, этому сегменту более 10 лет, и с момента его появления провайдеры начали предоставлять по модели SaaS не только программное обеспечение, но и услуги, инфраструктуру, даже готовые решения «под ключ». Например, если вам нужен стриминговый сервис, вы можете обратиться к кому-то и получить готовое решение в «облаке». Однако проблема в том, что потребности бизнеса меняются, а получать разные решения от разных провайдеров не очень удобно. Мы предлагаем набор ИТ-услуг как единый сервис, доступный в личном кабинете. Облачное хранилище, защита от DDoS, сеть доставки контента (content delivery network, CDN) – все это можно получить за несколько кликов «в одном окне». Недавно мы запустили также сервис заказной разработки: если какой-то услуги в нашем стандартном наборе нет, она может быть создана по запросу.

– Еще до событий 2022 г. на рынке много говорили о необходимости создать отечественную замену Youtube, Twitch и другим подобным сервисам. Почему пока это не получилось? 

– Крупнейшие международные платформы годами вкладывали миллионы и даже десятки миллионов долларов в различные решения, обеспечивающие определенный пользовательский опыт: от сетей доставки видеоконтента до решений, позволяющих в реальном времени автоматически модерировать тысячи часов видео, одновременно загруженных на платформу. Российские игроки пока находятся в процессе создания собственных решений.  

На данный момент значительную часть трафика генерируют видеоплатформы, стриминг, разного рода вебинары и обучающие сервисы. Мы за последний год инвестировали большие средства в оборудование, обеспечивающее доставку контента, в том числе в удаленных от Москвы регионах. Благодаря этому можно поддерживать примерно одинаковую скорость трансляции независимо от региона. У нас есть решение, позволяющее транслировать видео с задержкой не более нескольких миллисекунд. Это может быть важно, например, при трансляции спортивных матчей, особенно когда делаются ставки и задержка видео может дать кому-то неоправданное преимущество. 

 Кроме того, у нас есть решение на базе искусственного интеллекта, которое дает возможность автоматически распознавать определенные объекты и события в видео: оружие, сцены насилия и пр. Пока это решение используют несколько небольших клиентов, но в перспективе оно может представлять интерес и для крупных видеоплатформ, которые сейчас развиваются. 

– После того как многие российские компании потеряли возможность платить за корпоративные версии Zoom, Skype и Microsoft Teams, появилось несколько российских аналогов. Ваш сервис EdgeConf конкурирует с аналогичными проектами «Сбера» и «Тинькофф Банка». Можете ли вы оценить, какую долю рынка смогли отобрать у международных платформ?

– Мы не пытаемся конкурировать напрямую с Zoom или аналогичными российскими платформами. Наш сервис можно интегрировать в ИТ-инфраструктуру компании и доработать под ее нужды, оформить в корпоративном стиле. То есть обычный пользователь, скорее всего, даже не узнает, что это продукт какого-то стороннего разработчика. Именно такой подход оказался важен для наших крупных клиентов, например ВТБ. Еще один клиент – крупный дейтинговый сервис, использующий наше решение ВКС для своих клиентов, которое обеспечивает видеосвязь пользователям, симпатии которых совпали.

– В 2022 г. многие участники рынка говорили о возможном дефиците серверов и телеком-оборудования из-за санкций. Столкнулись ли вы как крупный потребитель с какими-то серьезными проблемами?

– Не могу сказать, что ситуация оказалась критичной, механизмы параллельного импорта отлично работают. Однако у нас нет ограничений по части использования иностранных решений. Думаю, что компании из списка предприятий критической инфраструктуры столкнулись с намного большими вызовами. Для нас проблема, скорее, была в том, что все подорожало: и оборудование, и логистика. Сейчас мы ведем переговоры с российскими производителями телеком-оборудования и будем запускать наше облако на нем, чтобы у нас был отдельный сегмент, работающий на чисто российском «железе» для клиентов, у которых есть такая необходимость.

– Как повлияли события последних полутора лет на ваши бизнес-показатели?

– С точки зрения клиентской базы, конечно, произошли существенные изменения: кто-то ушел с российского рынка, кто-то попал под санкции и, соответственно, начал закупать больше услуг в РФ. Наши крупные клиенты, среди которых «Умскул», платформа Getcourse, «Тинькофф Банк», Ozon, банк ВТБ, существенно увеличили объем закупаемых услуг. В начале марта прошлого года мы поставили перед собой достаточно амбициозную цель – увеличить выручку за 2023 г. вдвое. И мы идем к этой цели, сейчас она выполнена на 80%.

Мы произвели достаточно серьезное обновление команды, доработали один из наших флагманских продуктов – решение для защиты от DDoS- атак. Наличие центров фильтрации (специализированное оборудование, отсеивающее запросы хакеров, организующих атаку на сайт – прим.ред.) не только в Москве, но и в Красноярске, Новосибирске позволяет обеспечивать доступ на сайты, находящиеся под DDoS-атаками, и давать нормальную скорость подключения не только посетителю из Москвы, но и из Владивостока например. Параллельно мы полностью изменили решение в области видео-конференц-связи. EdgeConf, которое можно использовать в качестве замены Zoom и других подобных инструментов. Сейчас проходит регистрация этого решения в реестре российского ПО.

– Как вы оцениваете перспективы бизнеса в 2024 г.? Можете ли назвать новые проекты или рынки, на которые делаете ставку?  

– В следующем году мы, помимо развития существующих продуктов, планируем запустить несколько новых. С нового года в облаке появится ряд сервисов на базе искусственного интеллекта, в том числе генеративный ИИ для текста и изображений, а также решение, позволяющее клиенту самому донастраивать и дообучать нейросеть под свои нужды, например, для обнаружения дефектов в продукции, взрослого контента на видео или еще каких-то специфических задач.

Также планируем расширить присутствие в странах БРИКС и вообще в дружественных странах. Мы идем туда вслед за теми клиентами, которые созданы в российской юрисдикции, но планируют расширять свой бизнес на другие рынки. В целом мы считаем достижимым совокупный среднегодовой рост (CAGR) на уровне 80‒100%.