Сибирь меняет топливо

Из-за турбулентности на экспортных рынках природный газ все чаще рассматривается как альтернатива углю
Евгений Разумный / Ведомости

Природный газ как источник тепловой энергии имеет ряд преимуществ. У него хорошая энергоемкость, удельная теплота сгорания существенно выше, чем у угля. Газ считается чистым видом органического топлива, тогда как уголь – один из серьезных источников локального загрязнения окружающей среды. При его сжигании выделяется в 2 раза больше углекислого газа, чем при сжигании природного газа, необходимого для производства того же объема энергии. Именно на уголь приходится 44% глобальных выбросов углекислоты в мире. В России это особенно актуально для Дальнего Востока и регионов Енисейской Сибири, где уголь является основным видом топлива для ТЭЦ.

В Красноярском крае добывают 12% всего российского угля. Электроэнергию здесь производят на гидроэлектростанциях. А вот жилье сибиряки обогревают посредством ТЭЦ и котельных, для которых уголь наиболее доступен. В безветренную погоду продукты горения скапливаются над крупными городами, так что приходится объявлять режим «черного неба». 

«Для Енисейской Сибири показатели загрязнения атмосферного воздуха от деятельности электростанций выше, чем по России в целом, – отмечает в своем исследовании старший научный сотрудник лаборатории экономики климатических изменений и экологического развития Сибирского федерального университета Екатерина Сырцова. – Здесь практически повсеместно используется уголь, при сжигании которого в атмосферу выбрасывается значительное количество твердых частиц, диоксида серы и оксидов азота».

Газификация и «Сила Сибири»

Газификация юга Восточной Сибири обсуждается не первый десяток лет. Тува и Хакасия не газифицированы вовсе, Красноярский край – на 17,5%, доступа к газу не имеет более 2 млн красноярцев. Общая потребность края в газе – до 6 млрд куб. м ежегодно. Стоимость закрытия этих объемов оценивается в пределах 250 млрд руб., затраты на переоборудование городских ТЭЦ под газ – около 18 млрд руб. 

Заинтересованных в этом процессе пока мало: рынок низкомаржинальный, не очень большой с точки зрения промышленного потребления, при этом требует строительства инфраструктуры, коммуникаций, местами – с нуля.

«Проблема в низкой плотности населения и больших расстояниях между населенными пунктами, – подтверждает генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – Тянуть газопроводы в удаленной малонаселенной местности очень дорого. Для того чтобы проекты по газификации окупились, нужно, чтобы были крупные потребители, готовые платить за газ по достаточно высоким коммерческим ценам». 

Не сжигать, а сжижать

Передовая энергетика вполне может формироваться именно в Енисейской Сибири. Запасы недр к этому располагают. «В Красноярском крае 36 нефтегазовых месторождений, из них три – уникальные: это Юрубчено-Тохомское, Куюмбинское и Пайяхское», – перечисляет член экспертного совета комитета по энергетике Госдумы РФ Дмитрий Тортев. Это крупнейшие месторождения, в каждом из которых более 300 млн т нефти или 300 млрд куб. м газа. В целом же запасы красноярского газа составляют около 2 трлн куб. м, а ресурсы – примерно 27 трлн куб. м.

Освоение этих ресурсов уже началось в рамках масштабного инвестиционного проекта по совместному экономическому развитию Красноярского края, Тувы и Хакасии – КИП «Енисейская Сибирь». Разработкой Пайяхского месторождения, что на Таймыре, занялось АО «Нефтегазхолдинг» – утверждается, что это даст импульс созданию новой нефтегазоносной провинции. 

Местные власти, как могут, идут навстречу инвесторам. «В Красноярском крае действуют налоговые меры поддержки в виде льготы в региональной части налога на прибыль и налога на имущество для организаций, занимающихся добычей сырой нефти и попутного газа, имеются льготы по НДПИ, – напоминает Тортев. – Внятные перспективы газификации могли бы дать старт различным межрегиональным проектам – от производственных до инфраструктурных и транспортно-логистических». 

Есть множество возможностей прибыльного применения газа в народном хозяйстве: строительство среднетоннажных и малотоннажных СПГ-заводов для альтернативной газификации, перевод транспорта на сжиженный газ, производство синтетического бензина. 

Драйвером проектов региональной газификации, даже учитывая господдержку, может выступить экспорт. Но рассчитывать лишь на него нерационально: с появлением большого объема «свободного газа» в любом случае придется растить внутреннего потребителя. Тем более тот же Китай не стесняется жечь свой дешевый уголь и газифицирует собственные объекты за счет метана угольных пластов и сланцевой добычи газа, создает для нее новые промышленные технологии и придерживается долгосрочной стратегии по переходу к низкоуглеродной энергетике к 2060 г.