Импортозамещение в ТЭКе: как выстроить эффективную систему взаимодействия

Участники рынка объединят усилия с помощью дорожных карт
Евгений Разумный / Ведомости

Зависимость от зарубежного оборудования и технологий в нефтегазовой отрасли за девять лет удалось снизить до 38-40% с 60%. Начиная с 2015 г. отечественные компании разработали 140 видов импортозамещающей продукции.

Поддержка рублем

Объем государственной поддержки проектов по ключевым направлениям нефтегазовой отрасли с 2015 г., по данным Минпромторга РФ, составляет 60 млрд руб. Наиболее востребованная мера – субсидирование части затрат (до 70%) на НИОКР.

На замещение отдельных комплектующих для СПГ-оборудования выделяются государственные гранты в рамках механизма реинжиниринга. Также можно разрабатывать собственное оборудование за счет льготных займов Фонда развития промышленности и в рамках запущенного в этом году механизма кластерной инвестиционной платформы. Последний предусматривает кредиты промышленным предприятиям по субсидируемой ставке для реализации инвестпроектов, направленных на производство критически важной продукции. Полученные средства можно потратить не только на капитальные нужды – модернизацию или расширение производства, – но и на покрытие операционных затрат, например закупку сырья.

Действует механизм «утильгранта»: если компания, которая занимается бурением скважин для добычи нефти и газа, покупает новую буровую установку, а старую сдает на утилизацию, ей компенсируют часть затрат. По словам экспертов, сейчас обсуждается расширение сферы действия этого механизма: его могут распространить на закупку установок для бурения на твердые полезные ископаемые и виброисточников для сейсморазведки.

Кроме того, Минпромторг намерен запустить механизм «кэшбэк потребителю», который будет стимулировать нефтегазовые и нефтесервисные компании приобретать отечественную продукцию. Покупателям планируется возмещать до 100% разницы в стоимости российского и иностранного оборудования.

Аналогичные программы действуют и на уровне регионов. Так, в Тюменской области, одном из крупнейших центров сосредоточения компетенций в части нефтегазодобычи и нефтесервиса, создана целая экосистема для поддержки как крупных инвесторов, так и малого и среднего бизнеса. «Мы считаем, что вокруг главной отрасли в регионе должно аккумулироваться множество других направлений, и чем больше возникнет точек пересечения интересов, тем больше будет новых продуктов и решений, конкурентоспособных на мировом уровне», – отмечал в интервью «Ведомости. Промышленности» заместитель губернатора Тюменской области Андрей Пантелеев.

Помимо федеральных и региональных программ, стимулирующих импортозамещение, важно видеть картину целиком. «Очевидно, что для достижения стратегических целей по обеспечению технологического суверенитета недостаточно локальных мер. Требуется комплексный подход, позволяющий выстроить эффективную систему взаимодействия всех участников рынка, интегрировать усилия государства, недропользователей, машиностроительных предприятий, разработчиков технологий для ТЭКа», – комментирует руководитель ассоциации «Нефтегазовый кластер» Александр Сакевич. Решить эту задачу, по словам экспертов, поможет использование дорожных карт, которые отражают реальные потребности отрасли и определяют конкретные шаги по выводу на рынок российской продукции.

От техзадания до опытного образца

Дорожные карты как инструмент систематизации работы по снижению зависимости от импорта в Минпромторге опробовали в 2022 г. на таких высокотехнологичных направлениях, как «системы накопления энергии» и «производство водорода». Этим же путем решили пойти и для замещения нефтегазового оборудования, рассказал «Ведомости. Промышленности» директор департамента машиностроения для ТЭКа Минпромторга России Михаил Кузнецов.

В июле 2023 г. на первом заседании профильного координационного совета при правительстве РФ участники решили разделить все необходимое нефтегазовым компаниям оборудование на семь групп: геологоразведка, бурение и добыча на суше и на шельфе, транспортировка углеводородов, нефтегазохимия, переработка нефти и газа, получение СПГ. «В каждой группе должна появиться как минимум одна компания-лидер, которая будет отвечать за освоение выпуска соответствующей продукции. Часть лидеров определили на этом же координационном совете. Лидерство в направлении «геологоразведка» согласилась взять «Росгеология», компания «Газпром нефть» возглавила работу по направлению «бурение и добыча на суше», лидером направления «нефтегазохимия» стал «Сибур». Дорожные карты по этим направлениям будут подписаны в ближайшее время», – пояснил Кузнецов.

Необходимость направления «транспортировка нефти и газа» пока под вопросом, потому что уровень технологической независимости российских компаний по нему приближается к 100%. «Проблематика измеряется единицами процентов от общей стоимости закупаемого оборудования», – уточнил Кузнецов. Еще по трем направлениям – «бурение и добыча на шельфе», «нефтепереработка» и «получение СПГ» – лидеры определяются.

По словам Кузнецова, основное преимущество дорожной карты – комплексный подход. В документе четко указывается весь спектр необходимой продукции, технические требования формируются сразу на уровне всей отрасли. Затем отбираются предприятия, которые потенциально могли бы освоить выпуск этой продукции. После этого определяются источники финансирования – они могут быть государственные, частные или комбинированные. Затем начинается реализация проекта. В результате должен получиться как минимум опытный образец, а в идеале – пилотная партия, испытания которой подтвердят, что оборудование соответствует техническому заданию, сформированному в самом начале.

«Таким образом, мы описываем и закрепляем весь спектр номенклатур, импортозамещением которых занимаемся, и четко понимаем этапы исполнения и сроки, а также объем требуемого финансирования и его источники. Так намного проще выстраивать системную работу», – сказал Кузнецов.

Взаимодействие с участниками рынка

При реализации программ по импортозамещению Минпромторг взаимодействует не только напрямую с компаниями, но и с отраслевыми объединениями. Например, с ассоциациями производителей насосного, компрессорного, нефтегазового оборудования, запорно-регулирующей арматуры и др. «Когда возникает вопрос, какое предприятие могло бы освоить выпуск той или иной продукции, мы их привлекаем с точки зрения экспертизы», – поделился Кузнецов.

Также налажено взаимодействие с центрами компетенций. Их как минимум три: Агентство по технологическому развитию (создано при Минпромторге), Центр компетенций технологического развития ТЭК (структура Российского энергетического агентства – подведомственного учреждения Минэнерго), а также Институт нефтегазовых технологических инициатив, созданный недропользователями. «Центры компетенций мы привлекаем для того, чтобы и оба министерства, и нефтегазовые компании, подписавшие соглашения, могли на операционном уровне участвовать в реализации дорожных карт», – сказал Кузнецов.

Один из участников реализации дорожной карты по направлению «бурение и добыча на суше» – ассоциация «Нефтегазовый кластер». Как пояснил Сакевич, речь идет о том, чтобы в тесном сотрудничестве с Минпромторгом подбирать предприятия, способные произвести то или иное оборудование или разработать нужную технологию.

«Прежде всего, конечно, мы постараемся привлечь участников кластера, но уже сейчас очевидно, что круг поиска будет значительно шире. После того как сформируется основной пул разработчиков и производителей, потребуется их дальнейшее сопровождение – в части предоставления мер государственной поддержки, выстраивания кооперационных цепочек. Здесь тоже будет востребован наш опыт и понимание специализации компаний», – полагает Сакевич.

Важный форум

На сегодняшний день дорожная карта «бурение и добыча на суше», по словам Кузнецова, наиболее проработана. Соглашение по ней будет подписано в Тюмени на Промышленно-энергетическом форуме TNF, который пройдет с 18 по 21 сентября.

Там же под председательством вице-премьера РФ Александра Новака состоится межведомственное совещание «Машиностроение для нефтегазовой промышленности». На него приглашено более 50 представителей федеральных министерств и ведомств, региональных органов власти, топ-менеджеров нефтегазовых компаний, промышленных концернов, финансовых организаций. Они обсудят результаты работы по отдельным направлениям импортозамещения, подходы к созданию новых продуктов и технологий для нужд отрасли.

В целом программа TNF-2023 дает основания полагать, что его участники обозначат контуры новой модели взаимодействия между государством, нефтегазовыми компаниями и промышленными предприятиями, которая определит стратегию развития ТЭКа на годы вперед.