Электрифицируй это

Как столица создает условия для массового внедрения экологичного транспорта
Пресс-служба Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы

В Москве реализуется целый комплекс мер по переходу на электротранспорт. Развитие кластера электромобилестроения, импортозамещение ключевых технологий, расширение сети зарядных электростанций и многое другое «электро-». О том, как электропереходу помогают офсетные контракты и отечественные разработки, – в материале «Ведомости. Промышленности».

Осенью 2023 г. был подписан офсетный контракт между ГУП «Мосгортранс» и ООО «Рэнера» (дочерняя компания АО «ТВЭЛ», которое входит в ГК «Росатом»). Как рассказали в столичном департаменте инвестиционной и промышленной политики, документ предусматривает строительство в Красной Пахре (ТиНАО) самого большого в России завода по производству литий-ионных ячеек, модулей, тяговых батарей и стационарных систем накопления энергии для электротранспорта. Мощность нового предприятия составит 4 ГВт ч в год, что позволит производить до 50 000 литий-ионных аккумуляторов в год. В результате Москва сможет ускорить и масштабировать внедрение электротранспорта с опорой на новейшие отечественные технологии, а госкорпорация получит крупный гарантированный рынок сбыта.

В рамках соглашения столица в течение шести лет закупит свыше 155 000 тяговых аккумуляторных батарей для электробусов, автомобилей «Москвич» и речных электросудов на общую сумму 172 млрд руб. По контракту город обязуется построить производственные здания, «Росатом» – оснастить завод оборудованием и обеспечить весь производственный процесс. «Камаз» поможет установить продукцию на личный и городской транспорт.

По прогнозам московских властей, отечественные тяговые батареи будут существенно эффективнее закупаемых сейчас китайских. Базовая емкость батарей для электробусов должна вырасти на 30%, при этом расчетный автономный ход увеличится на 50 км до 180 км. Для электромобиля «Москвич» емкость должна возрасти на 26%, а расчетный автономный ход – более чем на 105 км до 515 км. 

Продукцию нового предприятия будут применять для электромобилей (такси, каршеринг, личный транспорт), электробусов, трамваев, речных электросудов, а также электровелосипедов, электросамокатов и электроскутеров. Производственные корпуса планируют построить уже в 2024 г., а открытие завода и выход на проектные мощности должны состояться в 2025–2026 гг.

Сфера применения продукции завода выйдет за рамки изготовления компонентов для электротранспорта. Производство блоков бесперебойного питания, электрозарядных станций, аварийных систем электроснабжения производственных, социальных и стратегических объектов, накопление энергии от возобновляемых источников, автономное обеспечение энергией массовых мероприятий и даже частичный перевод поездов метро с контактного рельса на аккумуляторы – таковы масштабные планы столичных властей на будущие поставки. Развитие технологий по созданию литий-ионных аккумуляторов повысит экспортный потенциал Москвы, будет способствовать совершенствованию производства в сфере микропроцессорной техники, химической промышленности и электроники, прогнозируют в правительстве Москвы.

Причем столичным рынком сбыта предприятие не ограничится. «Опыт технологического партнерства с Москвой позволит развивать новые продукты и масштабировать проекты на всю страну», – подчеркнул представитель «Росатома». В госкорпорации считают, что одного такого завода для страны будет недостаточно: по прогнозу, в 2030 г. в России будут выпускать минимум 220 000 электромобилей.

На территории будущего производства также создается R&D-центр, где будут разрабатывать новые перспективные химические источники тока различного форм-фактора и химического состава, добавили в госкорпорации.

«Росатом» ставит перед собой задачу по формированию в России полных производственных цепочек в двух тесно связанных секторах – литиевой продукции и электротранспорте. Предприятия госкорпорации способны производить около 60% всех компонентов электромобиля, включая аккумуляторные батареи, электродвигатели, магниты из редкоземельных сплавов, микроэлементную базу, полимерные и композитные материалы, оценил первый заместитель генерального директора по развитию новых продуктов атомной энергетики госкорпорации Александр Локшин.

Также в рамках трехстороннего соглашения «Камаз» построит в новой Москве крупнейший в России центр технического обслуживания наземного городского и коммерческого транспорта. Он рассчитан на обслуживание почти 20 000 единиц техники в год.

«Ввод центра в эксплуатацию запланирован на IV квартал 2025 г. Новое предприятие обеспечит продление сроков эксплуатации электробусов и другой техники. Благодаря этому можно будет увеличить число маршрутов и еще больше повысить техническую готовность всего городского транспорта, в первую очередь – электробусов», – указали в департаменте транспорта. 

Индустрия нового поколения

Двигатели для электрокаров, зарядные станции для электромобилей, включая быстрые и передвижные, электропогрузчики, приборы учета электроэнергии для речных причалов – вот неполный список высокотехнологичных новинок московских компаний, помогающих развивать отечественный электротранспорт.

«С 2022 г. в Москве работает межотраслевой кластер электромобилестроения. Он специализируется на создании новых технологий и производстве легковых электромобилей, электрогрузовиков и электробусов. В состав объединения входит 60 научно-исследовательских и промышленных компаний, в которых работает около 11 200 специалистов. 32 из этих организаций – резиденты и арендаторы ОЭЗ «Технополис Москва», – рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

В состав кластера входят представители транспортной отрасли, IT-компании, разработчики электроники, поставщики оборудования и материалов. Участники производят различные компоненты для электромобилей – аккумуляторы, силовые установки, бортовые системы, элементы интерфейса, детали кузова и салона. Также на площадках кластера будут апробировать новые технологии для организации серийного производства легковых электромобилей, электрических малотоннажных грузовиков и электробусов, сообщили в московском департаменте инвестиционной и промышленной политики.

В ближайшие пару месяцев «Москвич», который входит в кластер, перейдет на мелкоузловую сборку электромобилей модели 3е, и весь процесс их производства будет осуществляться на столичном заводе. Количество комплектующих увеличится в 18 раз, отметили в пресс-службе предприятия. «Будет осуществляться сборка более чем из 900 позиций. Для запуска производства полного цикла на заводе была смонтирована новая, самая современная роботизированная система сварочного оборудования, которая специально создана для «Москвича». В данный момент на заводе ведется сборка и проверка качества предсерийных (тестовых) автомобилей», – рассказали в пресс-службе завода. Параллельно «Москвич» создает собственную платформу электромобиля с опорой на российские компоненты. Производство на ее основе может начаться до конца 2025 г.

Компания из ОЭЗ «Технополис Москва», «Приводная техника», поставляет двигатели для отечественных электромобилей широкого профиля. Благодаря эффективному охлаждению, высокой степени влаго- и пылезащиты они работают при любых режимах эксплуатации. Устройства имеют большую мощность при малых габаритах.

Компания также представила гибридный квадроцикл, где две оси приводятся во вращение от двигателя внутреннего сгорания (ДВС), а одна – от электропривода. По мнению разработчиков, эта технология демонстрирует возможность внедрения электрического привода в транспортные платформы различного назначения, что может помочь успешно конкурировать с европейскими и азиатскими производителями.

Столичная компания Engy в 2023 г. произвела свыше 130 зарядных станций для электромобилей. Устройства оснащены программным обеспечением собственной разработки и изготовлены из российских компонентов. Три модели уже внесены в реестр промышленной продукции Минпромторга и единый реестр российской радиоэлектронной продукции.

Подобные станции устанавливаются в торговых центрах, жилых комплексах и на АЗС. В 2024 г. компания планирует увеличить объем производства более чем в 10 раз и выпустить свыше 1500 станций, отметил генеральный директор Engy Олег Синюхин.

Компания «Априорные решения машин» разработала концепт мобильной электрической станции мощностью до 125 кВт ч и временем автономной работы до восьми часов. Она позволит заряжать аккумуляторы электромобилей в любом месте. Станция использует принцип газовой микрогенерации на мобильной платформе, которая может устанавливаться на малотоннажном грузовом автомобиле весом до 3,5 т. По мнению разработчиков, станция будет востребована как владельцами личных электромобилей, так и сервисами каршеринга, такси и коммунальными службами. Первый опытный образец компания планирует создать в этом году.

«Все ключевые компоненты станции будут российскими. Это решение дополняет и повышает гибкость зарядной инфраструктуры, которая стремительно развивается, но встречает все больше сложностей с размещением стационарных станций. На борту обеспечен запас на 15 зарядных сессий, который можно восполнить на газовой заправочной станции в течение нескольких минут», – уточнил председатель совета директоров компании Григорий Болотин.

«Гос МКБ «Вымпел» совместно с МГТУ им. Н. Э. Баумана и Курганским заводом дорожных машин разработало малогабаритный электрический погрузчик с батареей, рассчитанной на семь часов работы. Он способен перемещать грузы массой до 1 т. Машина имеет преимущества перед аналогичными с ДВС в аспектах автоматизации, энергоэффективности, маневренности и стоимости жизненного цикла. Уровень локализации компонентной базы погрузчика к концу 2024 г. планируют довести до 100%.

В работу над созданием российских электромобилей уже включились и предприятия микроэлектроники, локализованные на территории ОЭЗ «Технополис Москва». «Если до недавнего времени российские компании микроэлектроники были ориентированы в основном на космическую и оборонную промышленность, то сейчас они оперативно разворачиваются лицом к гражданскому рынку», – заметил директор по маркетингу компании «Дизайн центр «Союз» Игорь Корепанов. Предприятие готово поставлять микросхемы, такие как датчики температуры, системы обработки сигналов, микросборки.

Электробудущее по-московски

Один из главных векторов развития всего московского транспорта – электрификация. Сегодня 80% пассажирских перевозок столицы осуществляется на транспорте с электрической тягой. Москва занимает 1-е место среди европейских мегаполисов по количеству электробусов: 1500 машин российского производства обеспечивают работу почти 120 маршрутов. Ожидается, что к 2030 г. их число достигнет 5300 единиц. Таким образом, весь наземный городской транспорт в 2030 г. будет работать на электрической тяге.

Согласно планам, с 2025 г. машины будущих поставок будут оборудованы тяговыми аккумуляторами российского производства. «В салоне увеличится количество посадочных мест, станет больше площадь остекления. В дальнейшем, в 2027–2030 гг., ожидаются поставки еще более продвинутой техники. У электробусов повысится запас хода после подзарядки, появятся элементы беспилотного управления и машинное зрение», – поделились в департаменте транспорта.

Кроме того, согласно столичной программе развития транспортного комплекса, доля электромобилей к 2030 г. увеличится более чем в 30 раз до 7%. Количество зарядных станций в Москве вырастет до 30 000. Сейчас их число близко к 300.