Большие авансы

Евгений Разумный / Ведомости

Изменение экономической ситуации стимулировало правительство РФ пересмотреть правила финансирования новых проектов государства. Одной из мер по повышению устойчивости экономики стало увеличение допустимого объема авансов по госконтрактам c 30 до 90%.

Такое решение позволило адаптироваться к работе в новых условиях санкционных ограничений. Прежде любое превышение доли авансирования являлось серьезным нарушением, теперь решения об увеличении авансов в пределах возможного вправе принимать заказчик.

В условиях увеличения авансирования ключевой принцип использования средств – целевое использование выделенного финансирования в проектах – приобрел еще большую актуальность. Для контроля использования средств все чаще применяются два механизма: банковское сопровождение, используемое как для проектов государства, так и для проектов коммерческих компаний, и казначейское сопровождение, направленное исключительно на контроль государственного финансирования.

Банковское сопровождение позволяет отследить, куда расходуются средства по контракту, т. е. всегда можно узнать, используются ли деньги по назначению, рассказал «Ведомостям» руководитель направления исследований Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики «Сколково-РЭШ» Егор Кривошея. «Это особенно полезно в случаях, когда на проекте работает большое количество подрядчиков, за которыми заказчик не может уследить эффективно и централизованно», – отметил он.

Среди факторов, влияющих на увеличение сроков реализации и бюджета проектов, не последнюю роль играет нецелевое использование выделенных средств исполнителями проектов. Значительное влияние на исполнение проектов оказывает изменение рыночной конъюнктуры: пересматривать стоимость госконтрактов нередко приходится из-за резкого роста стоимости строительных материалов. В отличие от ценовых рисков риск нецелевых расходов в проектах можно существенно снизить.

«Во многих случаях только наличие банковского сопровождения позволило успешно завершить проекты, обеспечив комплексный контроль платежей поставщиков и подрядных организаций», – комментирует исполнительный вице-президент – начальник департамента банковского сопровождения контрактов Газпромбанка Олег Мельников.

Есть примеры, когда банковское сопровождение заказчики включали уже на этапе, когда проект перезапускается после неудачных попыток, связанных в том числе с выявлением нецелевых расходов, вследствие чего реализовать проект не удается с первой попытки до выделения дополнительных средств, рассказывает Мельников. И только применение банковского сопровождения позволило структурировать оплату выполненных работ, навести финансовую дисциплину в проекте.

Банковское сопровождение актуально для тех компаний-заказчиков, в стабильности работы системы внутреннего контроля которых есть сомнения, согласен с Мельниковым партнер, руководитель группы «Цифровые финансы» Kept Роман Малюга. «Безусловно, в таком случае дополнительные контроли со стороны банков или других компаний извне обоснованны», – подчеркнул он.

/Андрей Гордеев / Ведомости

Несмотря на очевидные преимущества контроля расходов при реализации контрактов, до сих пор большинство региональных закупок проходит без всякого контроля, комментирует представитель Газпромбанка. «По итогам проведенного нами анализа рынка государственных закупок в 2019–2021 гг. в регионах Российской Федерации можно сделать вывод, что в среднем более 60% средств, направляемых на создание и реконструкцию объектов капитального строительства, расходуются без какого-либо сопровождения: банковского или казначейского», – отметил он.

Прозрачные фонды

Вслед за пересмотром правил авансирования при реализации госконтрактов в мае правительство РФ изменило правила контроля за реализацией проектов в сфере ЖКХ – проектов фондов капитального ремонта. Применение банковского либо казначейского сопровождения теперь позволяет увеличить авансирование подрядчиков с 30 и до 50% при выполнении работ и до 80% при поставках материалов. В результате только в Газпромбанке за несколько месяцев было подписано более 10 новых договоров банковского сопровождения с фондами капитального ремонта, а общее количество сопровождаемых фондов увеличилось до 22, соглашения еще более чем с 10 фондами находятся в работе, комментирует Мельников. Глобально правила банковского сопровождения проектов фондов капитального ремонта не отличаются от банковского сопровождения государственных контрактов.

«Фонды получают средства граждан и осознают свою социальную ответственность, они знают своих подрядчиков и знают, на что сделать акцент, ставя перед банком задачу по контролю платежей. Банковское сопровождение – это гибкий инструмент, фонды могут производить тонкие настройки, которые им нужны для контроля», – комментирует Мельников. По его словам, при банковском сопровождении банк фактически является партнером фонда, что способствует достижению максимального результата при проведении работ и гарантирует, что денежные средства будут потрачены целевым образом.

Фонды в большинстве случаев поддерживают применение банковского сопровождения.

«Мы ввели банковское сопровождение в обязательном порядке, если цена контракта превышает 40 млн руб. и если сумма авансового платежа по договору составляет 50% от его стоимости», – рассказал «Ведомостям» генеральный директор Фонда капремонта Калининградской области Олег Туркин. По его словам, восемь жителей региона из десяти проживают в многоквартирных домах, поэтому региональная власть не только дополнительно финансирует работы из регионального бюджета, но и внимательно относится к качеству и срокам работ. «По финансовой цепочке мы оперативно можем проследить, идут ли предоставленные средства на закупку материала на конкретный объект. Это действительно очень важно. Работа фонда капремонта напрямую влияет на жизнь в домах, население – наш главный работодатель, поэтому мы различными способами защищаем интересы людей», – отметил Туркин.

/Евгений Разумный / Ведомости

При банковском сопровождении все денежные средства, включая прибыль подрядчиков, остаются в периметре банковского сопровождения до выполнения всего комплекса работ, а не только высокомаржинальных. Так у компаний появляется дополнительный стимул для выполнения всех взятых на себя обязательств. Как правило, подрядчики в первую очередь выполняют высокорентабельные работы, а низкомаржинальные работы могут остаться невыполненными. Но при банковском сопровождении подрядчики выполняют все работы, предусмотренные контрактом.

Еще одна область применения банковского сопровождения контрактов – проекты фондов развития промышленности, которые через банковское сопровождение используют IT-инфраструктуру банка для контроля расходных операций исполнителей финансируемых ими проектов. Дополнительную ценность банковского сопровождения представляют цифровые сервисы, которые не только повышают удобство и скорость работы, но и позволяют контролировать риск привлечения ненадежных исполнителей к реализации проектов.

Эффективное финансирование

Исполнители госконтрактов должны предоставить обеспечение, как правило, в форме банковской гарантии. Им также нужны кредиты на пополнение оборотных средств и финансирование для исполнения госконтрактов, закупки техники и оборудования. В результате расширение практики казначейского сопровождения госконтрактов нередко приводит либо к повышению стоимости кредитных ресурсов и себестоимости исполнения контрактов, либо к получению банковских гарантий подрядчиками в менее надежных коммерческих банках, которые не всегда могут исполнить свои обязательства.

Для решения этой проблемы был создан новый механизм казначейско-банковского сопровождения, который позволяет сочетать контроль банка и контрольно-надзорные функции государства. В начале августа правительство приняло постановление, определившее порядок казначейско-банковского сопровождения, которое объединяет сразу две формы контроля. Ожидается, что в ближайшее время появятся пилотные проекты с применением нового механизма. «Механизм призван обеспечить баланс интересов: банкам нужно контролировать целевое использование кредитных средств, направляемых на реализацию госконтрактов, чтобы снизить риски, государству – контролировать авансы, а подрядные организации заинтересованы в улучшении ценовой политики при получении финансирования и банковских гарантий. Но он должен быть обязательно опробован в пилотном режиме, по итогам которого регулятор совместно с профессиональным сообществом при необходимости сможет внести коррективы для максимального учета интересов и заказчиков, и подрядчиков», – прокомментировала генеральный директор НАИК Мария Ярмальчук.

Для добросовестных подрядчиков применение банковского сопровождения открывает окно для получения кредитных продуктов банка, что важно не только в операционной деятельности исполнителей государственных контрактов, но и при осуществлении инвестиций, отметил Мельников.