Проблемы инфраструктуры решают банки

Евгений Разумный / Ведомости

Государственно-частное партнерство в нашей стране проходит активную стадию развития, так как является эффективным инструментом для развития инфраструктуры. На помощь приходит финансовый сектор, создающий инфраструктуру, что особенно важно в текущих экономических реалиях.

ГЧП и его история

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

Широкое внедрение ГЧП во всем мире связано с необходимостью привлечения инвестиций в проекты, для реализации которых не всегда бывает достаточно бюджетных средств, а также с необходимостью привлекать к реализации инфраструктурных проектов частные компании, которые не только будут участвовать в стадии строительства, но и станут ответственными за весь жизненный цикл объекта инфраструктуры.

На сегодня более 20 стран имеют нормативное регулирование ГЧП в различных областях: образовании, здравоохранении, спортивной индустрии, транспорте, телекоммуникациях и т. д.

В России разновидность ГЧП, а именно концессионные соглашения, появилась почти 200 лет назад. Впервые в России концессия была выдана на постройку железной дороги Козлов – Воронеж в 1866 г. Концессии, направленные на привлечение иностранного капитала, существовали и на заре СССР и прекратили свое существование к середине 1930-х. В 1990-е гг. ГЧП в России вновь пробовали возродить, но, так как необходимой для этого законодательной базы не было, до 2000-х взаимодействие бизнеса и государства строилось по модели строительство – владение – эксплуатация – передача. Необходимый стране для развития ГЧП закон «О концессионных соглашениях» появился лишь в 2005 г.

ГЧП в России сегодня

Согласно аналитическому обзору Национального центра ГЧП, в России по состоянию на конец 2021 г. было 3648 проектов ГЧП, среди которых 2711 были в сфере коммунально-энергетической инфраструктуры, 599 – социальной инфраструктуры. Наибольший объем инвестиций – 1957 млрд руб. – был вложен в проекты регионального уровня, еще 974,7 млрд руб. – федерального, и 669 млрд руб. были на муниципальном уровне.

Наиболее популярной в стране формой ГЧП является концессия – из 3648 проектов ГЧП 2855 имеют форму концессионных соглашений.

В 2021 г. было объявлено на 33% больше концессионных и ГЧП конкурсов, чем в 2020 г. Причем общий объем инвестиций, которые планировалось «законтрактовать» в случае успешного прохождения данных процедур, составляет более 447,9 млрд руб., что почти в 4 раза больше, чем годом ранее.

Проблемы ГЧП и пути решения

Согласно статистике Национального центра ГЧП, ГЧП является той самой сферой взаимодействия бизнеса и государства, где можно соблюсти принцип win win, т. е. выгоду получают обе стороны. Неудивительно, что рынок этот пережил и пандемию, и непростые времена 2022 г. Как ранее отмечал в интервью «Коммерсанту» гендиректор Национального центра ГЧП Павел Селезнев, с начала года и до 23 августа запущено 63 проекта в рамках концессий и соглашений о ГЧП с общим объемом инвестиций в 231,7 млрд руб., из них 136,7 млрд – средства частных инвесторов. Довольно интересен и тот факт, что в июне мы увидели существенный рост активности на рынке ГЧП: если обычно в месяц на торгах публикуется 60–70 конкурсов и частных инициатив, то по итогам июня мы увидели 106 подобных заявок, в июле – 88, отметил эксперт.

3648 проектов ГЧП

было в России по состоянию на конец 2021 г.

В то же время у рынка есть и ощутимые проблемы, рассказал Селезнев, одна из ключевых – бизнес не хочет нести риски на этапе подготовки проекта, не понимая, будет ли в итоге подписано концессионное соглашение и если будет, то на каких условиях. Кроме того, порой качество самих проектов оставляет желать лучшего, указал Селезнев. Еще одна проблема – далеко не все проекты доходят до подписания, что связано с тем, что стороны говорят на разных языках. Например, региональные власти не всегда могут подготовить финансовую модель проекта.

Равнение на Дальний восток

Газпромбанк активно участвует в реализации инфраструктурных проектов во всех регионах страны, включая Дальний Восток. «Развитие инфраструктуры на Дальнем Востоке заметно ускорила переориентация интересов России с Запада на Восток, поэтому МЕГАИГРОК планирует участвовать еще в целом ряде проектов этого региона – это Владивостокская кольцевая автодорога, Дальневосточный художественный музей в Хабаровске, автодорога в обход Хабаровска, Тихоокеанская железная дорога в порт Эльга в Хабаровском крае, возведение объектов культуры в Республике Якутии и поликлиники на 600 посещений за смену в Якутске», – отмечает Бруссер, уточнив, что все проекты на разной стадии.

«Ключевая проблема рынка ГЧП – отсутствие четкого и постоянного потока качественно подготовленных проектов, за которые развернулась бы серьезная конкуренция, – соглашается директор группы по привлечению финансирования Kept Сергей Игнатущенко. – Причины разные: недостаточные компетенции государственных органов, выступающих на стороне публичного партнера, слабая политическая воля, недостаток средств на предпроектную подготовку и структурирование проектов и др.». По оценке эксперта, отчасти данная проблема может быть решена путем инициирования потока проектов частными инвесторами, что возможно сделать как по 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», так и по 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве». «В таком случае инвестором и финансирующей организацией может выступать банк, который уже накопил серьезные компетенции в структурировании и финансировании ГЧП-проектов», – считает он.

Решение предложил банк

Пока на уровне государства ищутся решения данных проблем, финансовый сектор находит выход из сложившейся непростой ситуации.

Например, Газпромбанк реализует стратегию создания инфраструктурного МЕГАИГРОКа, который может предоставить не только финансирование, но и объединить весь комплекс необходимой экспертизы для полного девелопирования инфраструктурных проектов (предоставление сервиса под ключ): упаковка проекта под коммерческое и финансовое закрытие, сопровождение разработки технической, проектно-сметной и рабочей документации, дальнейшее сопровождение строительства и эксплуатации объекта, независимое аналитическое сопровождение, цифровые сервисы и электронная площадка.

«МЕГАИГРОК – это «внутренний консорциум» дочерних и зависимых компаний, обществ и департаментов банка, которые участвуют в производстве инфраструктурных проектов, объединяя свой опыт и экспертизу» – так охарактеризовал суть структуры первый вице-президент – начальник департамента инфраструктурных проектов и ГЧП Газпромбанка Павел Бруссер. За качеством возведения инфраструктурных объектов после подписания будет также следить МЕГАИГРОК, причем даже в случаях, требующих узкой экспертизы – контроль качества поставляемых материалов и оборудования, привлекая собственное инжиниринговое подразделение. МЕГАИГРОК также станет связующим звеном между всеми участниками проектов ГЧП: государством, инвесторами, инициаторами, строительными компаниями, операторами, банками.

/Пресс-служба губернатора и Правительства Хабаровского края

«В итоге в выигрыше оказываются все стороны: банк получает некредитный доход, государство – инфраструктуру для покрытия социальной функции, инициатор получает внебюджетное финансирование и доход от эксплуатации объекта», – разъясняет Бруссер.

«МЕГАИГРОК может сопровождать проект с самой начальной стадии до стадии эксплуатации: это разработка проекта, структурирование, организация финансирования, сопровождение на этапе проектирования и стройки, далее – участие в операционном управлении, организация сделок M&A с инфраструктурными активами и т. д.», – отмечает независимый эксперт в сфере ГЧП Александра Галактионова.

Второе решение – поиск инвесторов. МЕГАИГРОК, указывает Бруссер, сам является выгодным соинвестором для многих проектов, так как может предоставить финансирование, в том числе на предпроектную подготовку, провести финансовое структурирование до инжиниринга и сопровождать стадии проектирования и строительства, включая поставку материалов и оборудования, и если мы видим, что проект не окупится в разумный срок, а для инфраструктурного проекта это порядка 10–15 лет, то от участия отказываемся. «То есть участие банка в проекте – это сигнал для других инвесторов, которые доверяют нашей экспертизе», – говорит топ-менеджер банка.