Коридорная система

Переориентация грузов на восток требует ускоренного развития инфраструктуры
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Геополитическая ситуация побудила российских производителей к поиску новых внешних рынков. Наиболее перспективными из них являются страны Азии. Создание центров экономического роста в Восточной Сибири может стать основой для экономической стабильности и роста благосостояния РФ. Но произвести конкурентоспособный товар – это лишь полдела, его надо еще и доставить потребителю. Развитие новых транспортных коридоров – это то направление, которому Россия будет уделять особое внимание, отметил в послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин.

Основной задачей в условиях переориентации грузопотоков на восток является развитие транспортной инфраструктуры Сибири. На сегодняшний день основным средством вывоза в восточном направлении экспортных грузов является железная дорога. Железнодорожных веток, соединяющих центральную часть России и Сибирь с портами восточных регионов или идущих непосредственно на границу с Китаем, две – Транссибирская магистраль, построенная в 1916 г., и Байкало-Амурская магистраль (БАМ), запущенная в строй в 1984 г. Обе эти дороги объединены понятием «Восточный полигон», и его модернизация, повышение пропускной и провозной способности дорог являются ключевой задачей ОАО «РЖД» в течение последних 10 лет. 

Стоит отметить, что БАМ и Транссиб различаются по своим функциональным возможностям. Транссиб – дорога более «быстрая», по ней осуществляется пассажирское движение и перевозка ускоренных грузовых поездов с контейнерами и продуктами питания. На БАМе в силу сложного рельефа местности поездам разогнаться сложно – это дорога для составов, груженных углем, рудой, отчасти лесом. 

Сейчас развитие Восточного полигона разделено на условные этапы. Первый этап завершился в 2021 г. наращиванием провозной способности БАМа и Транссиба в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока до 144 млн т груза. Реализация второго этапа развития Восточного полигона позволит увеличить пропускную способность магистралей к 2024 г. до 180 млн т в год.

Впрочем, этот показатель в ряде производственных предприятий Енисейской Сибири называют заниженным и считают, что провозную способность надо увеличивать до 300 млн т в год. Ведь Восточный полигон становится сегодня все более жизненно важной артерией в процессе разворота российской экономики на восток. И прошлый год резко обнажил проблему дефицита железнодорожной инфраструктуры в восточном направлении, когда грузоотправители стали вынуждены бороться за право вывезти грузы и при этом десятки миллионов тонн грузов так и остались невывезенными.

При этом особую роль в борьбе за Восточный полигон играют производители угля, ведь перевозки данного сырья доминируют на дефицитной инфраструктуре, что долгие годы приводило к дисбалансам в тарифной системе и росту нагрузки на грузоотправителей прочих, прежде всего несырьевых, отраслей.

Сегодня решение проблемы Восточного полигона требует не просто ускоренного, но и комплексного подхода. Помимо устранения тарифных дисбалансов и обеспечения доступа к железным дорогам несырьевых грузов, важно развивать Транссиб и БАМ в системе транспортных коридоров. Причем ставку стоит делать на Транссибирскую магистраль, чтобы в будущем через линию Кызыл – Курагино обеспечить выход железной дороги в Монголию и оттуда в Китай. Кроме того, Транссиб можно связать с формирующимся сейчас международным транспортным коридором «Север – Юг», по которому поезда могут следовать в порты Ирана для последующей отправки грузов морским путем в динамично развивающиеся азиатские страны, прежде всего Индию.

При этом принципиальное значение приобретает задача улучшения транспортной обеспеченности промышленных центров, например обеспечения Ангаро-Енисейского макрорегиона. Это критично для деятельности бизнеса. Сегодня производители особенно заинтересованы в модернизации опять же Транссибирской магистрали. Необходимо и развитие воздушного транспорта (создание сети межрегиональных и местных авиаперевозок), автомобильных дорог, водного транспорта. 

Одновременно с этим адекватным представляется развитие промышленных центров параллельно со строительством инфраструктуры через создание не менее 10 современных производственно-логистических центров на Транссибе, обеспечивающих доступные логистические услуги для обрабатывающих производств в промышленности и сельском хозяйстве. Такие центры можно создавать в формате особых экономических зон. Это одновременно позволит и обеспечить загрузку создаваемых транспортных маршрутов, и снизить логистические издержки российских компаний, расширить и межрегиональную торговлю, и экспортные поставки несырьевой продукции в страны Азии. 

Развитие транспортной инфраструктуры Сибири и создание современных транспортно-логистических хабов позволят не только расширить возможности межрегиональной и внешней торговли для российских компаний, но и увеличить скорость доставки и удешевить качество транспортно-логистических услуг. Все это в совокупности станет важным стимулом для инвестиций в новые производства, обеспечивающие глубокую переработку местного промышленного и сельскохозяйственного сырья для поставок на внутренний рынок и на экспорт.