Гидроразрыв пласта по-русски: зачем нам свой флот

Аналитики рекомендуют не надеяться на импорт из дружественных стран и разрабатывать оборудование для ГРП самостоятельно
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

В России с каждым годом увеличивается число выработанных месторождений углеводородов в традиционных регионах, таких как Западная Сибирь, а также растет доля трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ) нефти в общем объеме добычи. Один из эффективных способов повышения дебита скважин — гидроразрыв пласта (ГРП), однако крупнейшие производители оборудования для ГРП — западные корпорации — ушли из России после усиления санкций. Отечественным компаниям остается закупать такое оборудование в дружественных странах или же создавать свое.

Что такое ГРП

Гидроразрыв пласта — это метод интенсификации добычи. Приток флюида из нефтенасыщенного пласта обеспечивается за счет создания высокопроводимой трещины или сети трещин с большой площадью фильтрации. Для этого в скважину с высокой скоростью под большим давлением подают специальную жидкость. А чтобы созданные трещины по окончании закачки не закрылись, их заполняют расклинивающим агентом — пропантом.

Рынок как он есть

После усиления антироссийских санкций рынок ГРП в России оказался под угрозой, так как 90 % оборудования для ГРП производится за границей и стало недоступно отечественному бизнесу. По данным Kasatkin Consulting, в топ-5 мировых производителей флотов ГРП входит лишь одна компания из дружественной страны — белорусский «Фидмаш». Остальные компании первой пятерки — шотландская The Weir Group, американские Stewart & Stevenson и Caterpillar и немецкая KATT.

Также в 2022 г. отечественным нефтяникам стали менее доступны услуги зарубежных нефтесервисных компаний, которые «отвечали» в России за высокотехнологичный сегмент рынка. Две компании из «большой четверки» нефтесервиса — Baker Hughes и Halliburton — продали свой российский бизнес местному менеджменту. SLB (Schlumberger) объявила о прекращении поставок оборудования и технологий в Россию, а Weatherford продолжает работать, хотя и прекратила инвестиции в РФ.

В результате доля зарубежных компаний в российском нефтесервисе по итогам 2022 г. сократилась до 9 %. Компании, проданные российским управленцам, перешли в разряд независимых отечественных нефтесервисных предприятий. На этом фоне крупнейшими игроками рынка ГРП в 2022 г. в нашей стране стали в основном российские организации, в том числе входящие в вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК): «РН-ГРП» (структура «Роснефти»), «Мекаминефть», «Шлюмберже», «Сургутнефтегаз» и «Петро Велт Технолоджис».

Стимулы, разработки, прогнозы

Первые проблемы с оборудованием для добычи нефти появились в 2014 г., когда Евросоюз и США ввели санкции в отношении российской нефтегазовой отрасли. Тогда под ограничения попали экспорт в Россию технологического оборудования, оказание услуг иностранными специалистами по добыче нефти на глубоководном шельфе и месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами. По оценке Минпромторга, в 2014 г. 80 % критически важного нефтегазового оборудования поставлялось в Россию из-за рубежа, а аналогов некоторой техники в стране в принципе не было.

На этом фоне правительство начало стимулировать разработку оборудования для отрасли, в том числе флота для гидроразрыва пласта. Для этого несколько лет назад государство выделило 1,1 млрд руб., сообщал представитель Минпромторга. Флот ГРП создавался по техническому заданию, согласованному с 13 крупнейшими российскими компаниями, в том числе с «Роснефтью» и «Газпром нефтью», чтобы оборудование соответствовало требованиям нефтяников.

В 2021 г. на ПМЭФ «Газпром нефть», «Мекаминефть» и Московский институт теплотехники (МИТ, входит в госкорпорацию «Роскосмос») подписали соглашение о создании флота ГРП. Еще одно подобное соглашение институт подписал с «Газпромом». В ноябре 2021 г. флот ГРП прошел тестирование на площадке компании, а в 2023 г. его работу должны проверить на действующем месторождении «Газпром нефти». Предполагается, что с 2024 по 2026 г. МИТ произведет минимум четыре флота ГРП и передаст их государству. В мае этого года на площадке «Титан-Баррикады» (также структура «Роскосмоса») запустили комплекс по производству оборудования для ГРП мощностью до 10 флотов в год.

Также разработкой флотов для гидроразрыва пласта занимаются другие производители, отмечали ранее в Минпромторге. О создании собственного оборудования для ГРП и его промышленной эксплуатации сообщала, например, компания «Русгазбурение» (принадлежит непубличной «Компании РИД»). Оборудование для ГРП сейчас создает и компания «Креозол», но не в промышленных масштабах, добавляет партнер Kasatkin Consulting Дмитрий Касаткин. По его словам, пока что примеров успешного применения флотов полностью российского производства нет.

Промышленное использование существующих отечественных разработок, по мнению Касаткина, может начаться в течение 1–2 лет. Однако возникают вопросы, насколько российское оборудование будет конкурентоспособно по сравнению с западными аналогами и какая доля комплектующих будет произведена в нашей стране.

Есть слона по частям

Создание нужного количества флотов достаточной мощности — процесс небыстрый, при этом добыча ТРИЗ продолжается, а оборудование требуется здесь и сейчас.

По словам Александра Сакевича — главы ассоциации «Нефтегазовый кластер», объединяющей более ста российских производителей материалов, оборудования и технологий для ТЭК, — для замещения вышедших из строя юнитов (отдельных модулей оборудования) действующих сейчас флотов ГРП компании обращаются к услугам малых и средних предприятий. Эти же предприятия закрывают нишу расходных материалов — добавок, жидкостей и пропанта. Субъектами малого и среднего бизнеса получены десятки патентов на материалы и оборудование для ГРП.

Ежегодно на Технологических днях форума TNF, который организует ассоциация, крупным нефтегазовым компаниям презентуются новые разработки отечественного нефтесервиса. Многие из них получают зеленый свет для апробации и последующего внедрения на объектах заказчиков. Накопленный опыт и компетенции этих предприятий важно использовать для наращивания доли отечественных комплектующих при создании флотов ГРП.

Каким пойдем путем?

К 2030 г. доля ТРИЗ в общероссийской добыче нефти может вырасти с нынешних 40 % до 70 % (такую оценку ранее приводил первый замминистра энергетики Павел Сорокин), значит, будет расти и потребность в применении соответствующих технологий, в том числе гидроразрыва пласта. Российским компаниям важно разрабатывать собственное оборудование, так как существует риск ограничения экспорта флотов ГРП дружественными странами из-за потенциальных вторичных санкций и разрыва партнерских отношений с западными компаниями, отмечает руководитель нефтегазовой практики в области стратегического и операционного консалтинга Kept Максим Малков. По его словам, российские нефтяники могут импортировать оборудование из Индии и Китая.

Но параллельный импорт неустойчив, подчеркивает Дмитрий Касаткин. В этих условиях отечественные компании могут пойти несколькими путями: начинать разработку флота ГРП с нуля, проводить обратный инжиниринг или производить оборудование по лицензии с партнером из дружественной или нейтральной страны.

«Наиболее перспективным видится изучение и использование лучшего опыта и адаптация к требованиям российской добычи», — подытоживает Касаткин.

Отечественные компании уже используют оборудование для ГРП из дружественных стран, прежде всего это флоты «Фидмаша», отмечает он. Такое оборудование сопоставимо по качеству с западным, но выбор по мощности и другим характеристикам у компаний из дружественных стран меньше.

Малков поясняет, что основной критерий выбора флота ГРП — максимальное давление, которое создают насосы и выдерживает само оборудование. У продукции из дружественных стран это значение ниже, чем у западных аналогов. Также при выборе оборудования компании обращают внимание и на другие характеристики, которые могут повлиять на проведение операции ГРП. В случае неудачного гидроразрыва пласта нормализация скважины может потребовать больших денежных затрат, уточняет Малков.