Красной нитью

Реализация крупных магистральных проектов отражается на территориальной связности России
ГК «Автодор»

России в наследство от СССР досталась значимая транспортная инфраструктура. Территорию страны до сих пор связывают масштабные автомобильные, железнодорожные и авиаузлы. Тем не менее магистральная сеть требует модернизации и нуждается в реализации новых крупных проектов.

Эти задачи решает национальный проект, благодаря которому строятся и модернизируются такие мегапроекты, как автомагистраль М-12 «Восток», железнодорожная инфраструктура БАМа и Транссиба, МЦД-3 и -4, а также другие крупные транспортные объекты. Все они повышают объем грузоперевозок и мобильность граждан.

Пути взаимодействия 

Решения по модернизации транспортной системы России должны вывести транспортную инфраструктуру страны на более высокий уровень, говорил в сентябре Владимир Путин. «Подобные начинания <...> качественно улучшат жизнь миллионов людей, создадут добротную основу для экономического роста страны, десятки российских городов получат мощный импульс к движению вперед», – подчеркнул президент, выступая в московском городском культурно-просветительском центре «Зарядье». 

Обновление магистральной системы и возведение новых объектов ведется в том числе по национальному проекту «Модернизация транспортной инфраструктуры», который реализуется по решению президента. Он включает в себя мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации объектов железнодорожной, автодорожной, аэродромной и морской инфраструктуры, а также меры по развитию Северного морского пути. Исполнение плана должно повысить экономическую связность территорий России и расширить транспортные коридоры для перевозки товаров и грузов.

Одним из ключевых проектов является скоростная автомагистраль М-12 Москва – Казань. Это уникальный по масштабу и по срокам сдачи в эксплуатацию объект в России. 8 сентября, на 10 месяцев раньше намеченной даты, открылось движение на участке новой федеральной трассы М-12 «Восток» от Москвы до Арзамаса. Протяженность дорожного полотна – порядка 415 км, а время в пути на автомобиле займет не более 3,5 часа.

«В стране еще никогда не строились столь масштабные дорожные объекты за такие рекордные сроки. Меньше чем за три года, от поручения президента до полноценного открытия движения, нам удалось построить 415-километровую трассу высокого класса, завершить строительство искусственных сооружений, всей дорожной инфраструктуры и интегрировать трассу в существующую дорожную сеть. Большая команда профессионалов вложила немало труда в общее дело», – сказал вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.

Уже в декабре 2023 г. по М-12 можно будет доехать и до Казани, причем почти в два раза быстрее, чем раньше: за шесть с половиной часов вместо 12. Протяженность участка от Москвы до Казани – около 811 км. Трасса станет составной частью транспортного маршрута «Россия», соединяющего западную и восточную части страны. Скоростная автомагистраль свяжет пять регионов: Московскую, Владимирскую, Нижегородскую области, республики Чувашию и Татарстан. 

Магистраль должна повысить безопасность дорожного движения и снизить количество ДТП почти в 3,5 раза. На дороге работает около 700 видеокамер с возможностью записи панорамных фото и видео, с функцией машинного зрения, которые в режиме реального времени выявляют инциденты, включая выход человека на проезжую часть, остановку транспорта, движение машин задним ходом и т. д.

Также М-12 оснащена 637 детекторами транспорта. Приборы фиксируют факт проезда транспортного средства и его основные параметры: скорость, направление движения, тип, положение на полосе. На дороге установлено 29 метеостанций, осуществляющих метеомониторинг более чем по 10 параметрам. Если программа зафиксирует проблемы на полотне, то может вызвать аварийного комиссара и вывести информацию, необходимую для участников движения.

М-12 создаст новые и укрепит существующие торговые отношения между регионами и повысит качество жизни граждан. Согласно оценкам, трасса свяжет 17 региональных центров, что позволит увеличить грузопоток до 50 млн т грузов к 2030 г., а также создаст до 85 000 новых рабочих мест. Она поможет разгрузить дороги, по которым до этого шло около 80% грузоперевозок в стране.

12 000 км

дорог включит в себя проект, который соединит Санкт-Петербург и Владивосток

Всего проект, который соединит Cанкт-Петербург и Владивосток, включит в себя 12 000 км дорог. В планах российских властей после завершения участка трассы М-12 до Казани построить дорожную связку с Башкирией в 2024 г. Затем из республики протянут участок в 280 км до Екатеринбурга, а далее – до Тюмени и Омска. Дальше трасса уйдет до Новосибирска – Улан-Удэ – Читы – Хабаровска и завершится во Владивостоке. 

«Мы делаем полностью новые съезды ко всем погранпереходам в Монголию, Китай. Трасса имеет значение как международный коридор, что для нас в сегодняшней ситуации особенно актуально. Это дорога на Восток. Также она имеет огромное значение для связки регионов», – подчеркнул Хуснуллин. 

Восточный разворот

По итогам 2022 г. объем железнодорожных перевозок составил 1,24 млрд т, что на 3,7% меньше показателя 2021 г. Это во многом связано с переориентацией торговых потоков с западных на восточные рынки. По прогнозу социально-экономического развития РФ, до 2025 г. объем перевозки грузов по железным дорогам будет увеличиваться на 1–1,5% ежегодно. Большую актуальность приобретает развитие объектов железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, модернизация которой идет в рамках нацпроекта.

Уже завершены работы по строительству части крупных объектов полигона. Например, второго пути на перегоне Эльдиган – Тудур в Хабаровском крае. Специалисты построили 11 км нового пути и вписали в дикую природу Сихотэ-Алиньских отрогов четыре железнодорожных моста. Реализованы такие крупные проекты, как мостовой переход через реку Зею (протяженность – 984 м), электрификация участка железной дороги до границы с Китаем Борзя – Забайкальск (120 км), новый Байкальский тоннель на перегоне Дельбичинда – Дабан (6682 м).

В настоящее время на Восточно-Сибирской железной дороге в рамках программы по развитию БАМа и Транссиба продолжается реконструкция станции Тайшет, ведутся работы по строительству Нового Керакского тоннеля на перегоне Ковали – Ульручьи (протяженность – 926 м). Всего в этом году планируется ввод во временную эксплуатацию более чем на 140 объектах на Восточном полигоне. Обновление инфраструктуры полигона позитивно влияет на его пропускную способность. Если в 2012 г. через него проходило 98 млн т грузов, то спустя десятилетие – 158 млн т. Ожидается, что по итогам 2024 г. значение вырастет до 180 млн т, а в 2032 г. может превысить 255 млн т. 

Подобные транспортные проекты нужны стране для укрепления торговых связей, а их функционирование должно идти в соответствии с потребностями в экспорте и импорте, заявил во время выступления в Госдуме в марте 2023 г. премьер-министр РФ Михаил Мишустин. По его словам, расширение транспортных коридоров позволит увеличить объем международных перевозок в течение ближайших трех лет более чем на треть.

По воздуху и морю

За транспортную сшивку страны отвечают и авиаузлы. За четыре последних года по нацпроекту модернизировали инфраструктуру 19 аэропортов. Так, в Якутии обновили аэропорты в Сангаре, Хандыге, Верхневилюйске, Жиганске, Олекминске. Сейчас работы ведутся в четырех аэропортах в городах Черский, Усть-Нера, Вилюйск, Якутск. В последнем горожане очень ждут завершения реконструкции международного аэропорта им. Платона Ойунского. В Камчатском крае больше чем наполовину готово обновление воздушной гавани в Усть-Камчатске. Аэропорт обеспечивает регулярное авиасообщение близлежащих населенных пунктов с Петропавловском-Камчатским и поселком Никольское на острове Беринга. На финишной прямой модернизация «Елизово», единственного международного аэропорта в крае.

Успешно реализуются авиапроекты и в центральной части России. В декабре 2022 г. после обновления открылся аэропорт Великого Устюга в Вологодской области. Теперь он может принимать самолеты «Сухой суперджет 100». Строительство второй очереди терминала крупнейшего за Уралом транзитного авиаузла – новосибирского аэропорта «Толмачево» стартует в 2024 г. В феврале был введен новый терминал, что позволило увеличить ежегодный пассажиропоток до 10 млн человек.

В 2023 г. в стране планируется завершить реконструкцию 14 аэродромов. Как отметил президент во время открытия терминала «Толмачево», модернизация аэропортовой сети обеспечит более комфортную жизнь для людей, упростит их передвижение, станет позитивным драйвером развития регионов.

Для улучшения связности центров экономического роста в стране по нацпроекту появляются и новые морские порты. Так, в Мурманской области идет строительство универсального порта «Лавна», западного рубежа расширенного Северного морского пути. Севморпуть – один из ключевых морских транспортных коридоров. Проект предполагает создание круглогодичного транспортного коридора, который свяжет регионы Северо-Запада и Дальнего Востока.

Согласно плану правительства, который закреплен в показателях нацпроекта, к 2024 г. грузопоток через маршрут должен составить 80 млн т в год. В 2022 г. по коридору было перевезено 34 млн т грузов. За январь – август 2023 г. грузопоток вырос на 1,5% до 23 млн т относительно аналогичного периода прошлого года, сообщил на ВЭФе специальный представитель «Росатома» по вопросам развития Арктики Владимир Панов.