Как развиваются транспортные мегапроекты в России

Строительство продолжается, несмотря на удорожание материалов
Россия реализует транспортные мегапроекты, несмотря на внешние вызовы. От них зависит развитие экономики страны. /Евгений Разумный / Ведомости

В последние годы в России появились десятки инфраструктурных мегапроектов. Построена скоростная трасса из Москвы в Санкт-Петербург М-11 «Нева» (669 км, 520 млрд руб.), а также трасса М-12 «Восток» от Москвы до Казани (800 км, 900 млрд руб.), трасса «Таврида» по Крымскому полуострову (250 км, 166 млрд руб.), Крымский мост через Керченский пролив (20 км, 228 млрд руб.), Русский мост во Владивостоке через пролив Босфор Восточный (3,1 км, 32,5 млрд руб.).

В стране появились новые морские порты и существенно модифицированы существующие: арктический круглогодичный порт Сабетта, Усть-Луга, Бронка и Высоцк на Балтике, порты Новороссийска и Тамани на юге. Кроме того, построены новые аэропорты: «Гагарин» в Саратове, «Жуковский» в Москве, «Ремезов» в Тобольске, «Платов» в Ростове-на-Дону.

Идет модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей, а также перевод железнодорожной инфраструктуры на Сахалине на общероссийскую колею.

По данным Росстата, доля транспорта в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны в 2023 г. составляла 6,3%, или 10,7 трлн руб. Согласно Транспортной стратегии России до 2030 г. с прогнозом до 2035 г. (утверждена в конце 2021 г.), отрасль обеспечивает 4,5 млн рабочих мест. Экспорт услуг транспортным комплексом принес 1,1 трлн руб. в 2022 г.

Реализация инфраструктурных проектов в 2012–2022 гг. привела к росту грузооборота в грузовых перевозках на 18% (без учета трубопроводного транспорта), следует из данных Росстата, в том числе на железнодорожном транспорте – на 19%, автомобильном – на 26%. 

При этом среднегодовые инвестиции в транспортную инфраструктуру в России в 1,4 раза ниже среднемировых значений, говорится в Транспортной стратегии. В 2014–2019 гг. показатель составлял 2,3% к ВВП. Порядка 30% инвестиций идет на строительство новых объектов, остальные 70% – на поддержание имеющихся. Чтобы снизить долю затрат, которые идут на ремонт, необходимо строить объекты с использованием новейших технологий, уточняется в стратегии.

За последние несколько лет ситуация со строительством крупнейших проектов существенно улучшилась, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Сильно улучшился уровень контроля за реализацией проектов, осуществлен комплекс мер по повышению эффективности работы строительной отрасли. Сократилось количество бюрократических историй, регуляторно-разрешительных мероприятий. Все это позитивно сказалось на сроках строительства и реализации крупнейших проектов», – уточняет он.

Например, участок трассы М-12 построили с опережением. Продолжается активная модернизация БАМа и Транссиба: в 2019 г. на Восточном полигоне выполнены работы на 40 млрд руб., в 2020 г. – на 69 млрд, в 2021 г. – на 78 млрд, в 2022 г. – на 138 млрд, в 2023 г. – на 250 млрд, а в 2024 г. планируется 400 млрд.

По словам эксперта, эффект для российской экономики от реализации таких проектов будет огромный. «Трасса М12 с ее дальнейшим продолжением должна связать ряд регионов. Расшивка узких мест БАМа и Транссиба – ключевой проект с точки зрения поворота логистики на восток», – поясняет он.

Перспективы развития транспортных проектов

Сейчас в центре внимания правительства несколько транспортных мегапроектов: Северный морской путь (круглогодичный маршрут с доставкой грузов во Владивосток и Японию за 18 дней вместо 40 дней через Суэцкий канал), «Север – Юг», Восточный полигон, Северный широтный ход, продление скоростной трассы М-12 Москва – Казань до Екатеринбурга и дальше до границы с Китаем, мост через реку Лену, расширение крупнейшего за Уралом транзитного авиаузла – новосибирского аэропорта «Толмачево».

Президент России Владимир Путин неоднократно обращал внимание на важность соблюдения сроков реализации транспортных проектов. «Необходимо избавиться от любой волокиты, которая сбивает темп и затягивает реализацию транспортных проектов. Абсолютно недопустимо срывать сроки создания инфраструктуры», – говорил он в ходе совещания в мае 2022 г.

По словам Путина, инфраструктура должна строиться с потенциалом развития. «Как только появляются новые коридоры, обязательно появляются и грузы, которые по ним пойдут. Именно инфраструктурные проекты формируют новые грузопотоки», – подчеркивал президент.

Развитию транспортных проектов был посвящен большой блок вопросов в послании президента Федеральному собранию 29 февраля. Путин подчеркнул, что современная транспортная инфраструктура «прямо работает на рост капитализации всех активов страны». В числе наиболее значимых проектов он упомянул высокоскоростную железнодорожную магистраль из Москвы в Санкт-Петербург, а также скоростные автодороги.

Большая часть инфраструктурных проектов столкнулась с задержками в 2022 г., напоминает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Это связано как с удорожанием стройматериалов и услуг, так и со сложностями с доступом к внешнему инжинирингу, системам проектирования, безопасности и строительной технике. Одновременно с этим происходили значительные колебания валютного курса и разрывы логистических цепочек, напоминает он.

Влияние оказало и изменение ключевой ставки ЦБ, которое происходило несколько раз за последние два года и добавляло сложностей с обслуживанием заемного финансирования, говорит Гришунин. В итоге проекты значительно подорожали. Например, строительство моста через Лену фактически подорожало вдвое с момента оценки в 2020 г.

Тем не менее в кризисном 2022 году правительство поддержало развитие инфраструктуры на 3,3 трлн руб. (99% исполнения расходов). Это оказалось почти на треть выше объема федеральных вложений 2021 г. Кроме того, правительство ввело институт инвестиционного бюджетного кредита под 3% годовых сроком до 15 лет. За счет этих мер удалось реализовать более 50 инвестпроектов и закупить около 800 единиц транспорта, подчеркивает эксперт.

В текущих условиях в первую очередь важно реализовывать проекты, увеличивающие экспортный потенциал России, считает Гришунин. К таким относится расширение Восточного полигона РЖД, так как он напрямую влияет на экспортные возможности страны. «Здесь ускорение темпов критически необходимо, тем более что появляются проекты расширения экспортных возможностей без грандиозных масштабов вроде Северомуйского тоннеля», – отмечает он.

Своевременная реализация проекта «Север – Юг» также важна, но он пока не так сильно влияет на экспорт, говорит эксперт.

По словам представителя РЖД, в 2023 г. выполнены работы на всех (271) объектах II этапа развития Восточного полигона. «Строительство идет в строгом соответствии с графиком, утвержденным правительством», – подчеркивает он.

По итогам 2023 г. было важно завершить основные строительно-монтажные работы на 142 объектах, отмечает представитель РЖД. Это помогло увеличить провозную способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей со 158 млн до 173 млн т. По итогам 2024 г. будет обеспечена провозная способность Восточного полигона на уровне 180 млн т, отмечает он.

Как финансируются мегапроекты

В процессе реализации находится более 500 проектов на сумму более 750 млрд руб. Среди них строительство линий метротрамваев в Красноярске и Челябинске, комплексное развитие Нижегородской агломерации, включая строительство метро, возведение комплекса очистных сооружений в Краснодарском крае, перечисляет Гришунин. 

Строительство мегапроектов реализуется также за счет инфраструктурных облигаций объемом более 126 млрд руб. С их помощью ведется строительство дороги в обход Тольятти с мостом через Волгу (инфраструктурный заем на 24,2 млрд руб.), который станет частью транспортного маршрута Европа – Западный Китай.

В условиях двузначной ключевой ставки ситуация с привлечением частных инвестиций в строительство крупных инфраструктурных проектов усложняется, замечает Бурмистров.

Есть альтернативные способы инвестирования с более высокой доходностью, но сейчас крупнейшие банки и строительные компании активно формируют крупные консорциумы, которые готовы реализовывать проекты. «Банковский сектор у нас в значительной степени государственный, и формат частно-государственного партнерства, когда в качестве частного бизнеса выступают государственные банки, является приоритетным направлением для реализации и финансирования такого рода проектов», – говорит Бурмистров.

Государство уже давно избрало путь государственно-частного партнерства для реализации мегапроектов, согласен Гришунин. Улучшить механизм могло бы использование более современных методов финансирования, таких как проектное финансирование без регресса на инициатора, говорит он. «Они более дорогие и сложные, но зато позволят практически полностью отказаться от государственной поддержки, что в нынешнее время будет несомненным плюсом. При этом доходность таких проектов будет привлекательна как для крупного капитала, так и для частных инвесторов», – считает он.