Инвестиции поставили на фабричный конвейер

Как в России устроено финансирование инфраструктурных проектов
Пресс-служба ВЭБ.РФ

Системные вызовы перед экономикой страны потребовали активизации привлечения инвестиций в инфраструктуру с использованием средств ФНБ и механизмов поддержки «Фабрики проектного финансирования» ВЭБ.РФ. Как следует из отчета перед Госдумой премьер-министра Михаила Мишустина, повестка проектов с участием бизнеса и организаций развития будет довольно насыщенной: от обновления общественного транспорта в городах до выпуска высокотехнологичной продукции. По оценке экспертов, опрошенных «Ведомости.Промышленностью», системная поддержка бизнес-инициатив государством оправдана ‒ с учетом оптимизации параметров проектов для притока частных инвестиций и запроса граждан.

Серьезное плечо

Отчитываясь перед депутатами Госдумы, Мишустин подчеркнул, что важный фактор роста российской экономики ‒ это поддержка инвестиций. В 2023 г. их объем увеличился на рекордные за последние 12 лет 10%.

В своем выступлении премьер отметил большое значение «Фабрики проектного финансирования» ВЭБ.РФ для поддержки новых инвестпроектов и развития экономики.

«Фабрика» ВЭБ.РФ в 2023 г. открыла финансирование по девяти проектам общей стоимостью 265 млрд руб. Сейчас на рассмотрении института развития ‒ 47 инициатив на 11 трлн руб.

За последние пять лет ВЭБ.РФ совместно с партнерами инвестировали в экономику России с использованием «Фабрики проектного финансирования» более одного трлн руб. Сегодня в рамках «Фабрики» реализуется 28 проектов на общую сумму два трлн руб. Это позволяет коммерческим банкам предоставлять долгосрочные кредиты на 10‒15 лет в рамках инвестиционных инициатив. Механизм позволил поддержать крупнейшие проекты в аэропортовой, портовой и дорожной инфраструктурах, энергетике, газохимии, промышленности, металлургии.

«Фабрика проектного финансирования» ‒ это серьезное плечо для городов и бизнеса. Очевидно, что спрос на длинные и недорогие деньги будет расти. Компетенции ВЭБ.РФ по упаковке проектов высоко ценятся на рынке и уже доказали свою эффективность», ‒ подчеркнул преподаватель международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ Никита Акиньшин.

Кроме того, задачу долгосрочного финансирования крупных объектов инфраструктуры правительство решает в том числе через Фонд национального благосостояния (ФНБ), отметил Мишустин, выступая перед депутатами Госдумы. За счет ФНБ в прошлом году власти обеспечили средствами 17 проектов более чем на один трлн руб., уточнил премьер-министр.

Новые рельсы

Одна из задач, поставленных президентом перед российским правительством, ‒ опережающее развитие инфраструктуры, напомнил Мишустин.

«Мы обновляем общественный транспорт по двум программам, в том числе с участием ключевого института развития ВЭБ.РФ. Благодаря им поставили в регионы около 5 000 автобусов, троллейбусов, трамваев, электробусов, что вдвое больше, чем за предыдущие три года», ‒ привел пример глава правительства.

ВЭБ.РФ участвует в программе обновления электротранспорта в Курске, Нижнем Новгороде, Волгограде, Саратове, Краснодаре, Красноярске, Липецке, Перми, Ростове-на-Дону и Ярославле, уточнила руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР Президентской академии Антонина Левашенко. Это действительно принесло эффект и улучшило состояние городского общественного транспорта, уверена эксперт. Она подчеркнула, что развитие электротранспорта позволяет снизить количество выбросов выхлопных газов.

Необходимо расширить программу на всю страну, поскольку степень износа общественного электротранспорта в городах России в среднем превышает 60%, добавил управляющий директор рейтингового агентства НКР Дмитрий Орехов.

Гибкое будущее

Решению государственной задачи по развитию инфраструктуры будет способствовать в том числе модернизация механизма проектного финансирования. На днях Минэкономразвития внесло в правительство проект постановления, подразумевающий ряд новаций в «Фабрике проектного финансирования».

«Предусмотренные проектом постановления изменения позволят повысить доступность и привлекательность проектного финансирования на территории Российской Федерации, увеличить объемы инвестиций для реализации масштабных проектов», ‒ сказал «Ведомости. Промышленности» представитель ВЭБ.РФ.

Он уточнил: механизм «Фабрики проектного финансирования» постоянно совершенствуется, а очередные изменения связаны с запросом самих клиентов института развития ‒ представителей крупного бизнеса. «Фабрика» «докручивается» новыми инструментами под новые запросы, которые отвечают современным реалиям. Во-первых, расширяется целевое использование фабричных кредитов на приобретение облигаций проектных компаний», ‒ уточнил представитель ВЭБ.РФ. Во-вторых, в связи с ограничением привлечения финансирования на внешних рынках, появляется возможность финансирования за счет инструмента публичного заимствования, который позволит привлечь большой объем средств, требуемых для реализации самых масштабных проектов, отметил он.

«Одно их главных требований к современным принципам управления инвестициями, особенно если речь идет о больших проектах и средствах, ‒ возможность быстро отреагировать на изменяющиеся внешние условия и направить средства в нужную точку. Именно поэтому большое внимание уделяется таким институтам, как «Фабрика проектного финансирования», и настройке принципов их работы», ‒ пояснил доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Николай Пильник.

Он привел в качестве одного из примеров адаптации к новым требованиям рынка тот факт, что теперь решения по проектам не понадобится выносить на наблюдательный совет ВЭБа, расширяется возможность привлечения финансирования в проекты через выпуск облигаций. Это явно усиливает гибкость и возможность маневра при реализации перспективных проектов, уверен эксперт. Ускорение принятия решения по сделкам, а также расширение инструментов привлечения фондирования в рамках «Фабрики» приведет к упрощению всего процесса для проектных компаний и предоставлению дополнительного канала привлечения средств с рынка, согласен Орехов.

Сейчас в рамках «Фабрики» реализуется 27 проектов, еще один проект завершен (погашен в полном объеме), одобрено 12 проектов с использованием этого механизма. Общая стоимость этих 40 инициатив превышает 2,3 трлн руб. В среднесрочном периоде портфель «Фабрики» может существенно вырасти с учетом процедур, которые придадут большей гибкости и превратят «Фабрику» в конвейер проектов, уверен Акиньшин.